Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив

Где эта улица, чей это дом? –
или Как испортить хорошую идею

Книга, которую мы вам представляем, безусловно, одна из самых оригинальных неудач российского детского книгоиздания за последние 10 лет. Когда смотришь на нее, радуется душа. Когда открываешь ее и начинаешь читать, обливается кровью сердце.

Азбука Калужского края. –
М.: Красная площадь, 1998

Итак, начинаем с обложки. «Азбука Калужского края», «программа «Малая родина» – какие щемящие, долгожданные слова. И картинка в тон: поля, леса, деревни, храмы, небесная высь, одним словом, все до боли родное и в самом неприукрашенном виде. Смотришь заднюю обложку – видишь портрет калужского губернатора и его обращение к юным калужанам. Хорошее обращение, выдержанное, без сюсюканья: «Расти быстрее, учись лучше – мы надеемся на тебя!». Читать книгу после этого обращения хочется еще сильней.

Переворачиваем обложку, и на форзаце еще один сюрприз: 25 видов городов Калужской области! Правда, Обнинска нет, да и Воротынск куда-то делся. Но это мелочи. В конце концов, авторы имеют право только райцентры указывать. Переворачиваем еще одну страницу и встречаемся с настоящей игрой. Бери себе фишки и кубик и путешествуй из Козельска в Калугу, проезжая один район за другим. Красота! Рядом с картой еще диковинный зверь нарисован. Из надписи каждый узнает, что это «твой новый друг – выхухоль Хоха. Он не часто попадается людям на глаза. Но знай, на всем пути по Калужскому краю он будет рядом с тобой…» Учтем.

Но самое главное – с нами здоровается сама книга! Здоровается и говорит, что она «Азбука Калужского края» и в ней написаны слова, которые помогут узнать о Калужском крае много хорошего и еще больше его полюбить. Чем дальше, тем больше. Но можно попробовать.

Еще страницу перевернули. Какая у нас первая буква? Правильно, «А». А какое калужское слово на «А»? «Атомная станция» (в Обнинске)? «Амвросий Оптинский»? А вот и нет, не угадали. Атомная станция у нас на «Э» («электричество»), а на «А» в Калужском крае есть… «авторы»! Чтобы ошибки не было, они сами себя здесь же нарисовали. Вот и «Азбука» говорит голосом капризной невесты: «Если я тебе понравлюсь... – значит, авторы молодцы! А вот если не понравлюсь – значит, авторы хвастуны и неумехи, стыд им и позор!»

Честно признаемся, эти самые «авторы» – настоящие мужчины. Кое-кто, бывает, напишет книгу для детей, а сам хвостом вильнул, и в кусты. А эти – нет, пришли с повинной прямо на пятую страницу и стоят. Мол, вот мы, казните нас. Мало того что ребенок должен эмоционально оценить работу взрослых дядей, они для него еще физическую нагрузку придумали: если нравится наша книжка, нарисуй себя в ней веселым, если нет – строгим и обиженным.

Интересно, у какого Фрейда они позаимствовали такую арттерапию? Так и хочется их спросить: господа «авторы», как можно предлагать семилетнему (или младше) ребенку графически вымещать свой гнев на книге?! Кстати, разве на книге можно рисовать? Вот и здесь правильно написано: «вообще-то… нельзя». А рядом: «но мы посоветовались и решили: на этом месте – можно!»

Мы просим прощения у читателей, что так долго сидим на этой злосчастной первой букве. Но страницу прямо-таки распирает от нежданных открытий. Оказывается, авторы не сами выдумали то, что они написали и нарисовали. Кого же надо благодарить за ценное содержание? «За это спасибо ученым, которые изучают наш край. Их так и называют – краеведы». Каково ребенку все это читать?

Но главный перл – вот он. «Все во мне – правда», – заявляет азбука. Хоть стой, хоть падай. Такого даже в Евангелии не написано. Уйдем поскорее с этой странной страницы подальше.

На букве «Б» можно отдохнуть. С ней все в порядке. Это «Боровск». Город и древнее княжество, пригородный монастырь, фотографии. Все нормально. Идем дальше.

Что в Калуге на букву «В»? Воротынск? Нет, «ветеран»! Вот такая местная достопримечательность с приложением рассказа о «Вечном» огне. С точки зрения идеи книги, в целом терпимо. Ведь есть ветераны в Калуге. И потом, патриотическое воспитание…

Буква «Г» содержит рассказ о гербах. Ничего, пусть себе. Но вот «Д»... Вы думали, «Думиничи», «Деменск», «Дмитрий Донской» (кстати, легендарный основатель Калуги)? Ничего подобного, «дом»! Есть в Калужском крае дома? Есть. Но ведь тогда есть и двери, и дрова, и дятлы, и даже дураки имеются. «Какой он, твой дом?» – спрашивает азбука. И сама же отвечает: «…дворец, квартира или вся страна – не так уж важно». Здесь даже комментарии излишни.

Здесь бы авторам остановиться. Но нет, они продолжают на свою голову просвещать юных читателей, что «давным-давно люди жили в лесу и на ночь прятались от диких зверей на деревьях. Затем они стали жить в пещерах. Древних людей того времени так и называют – “пещерные”. (Так и хочется сказать: сами вы – пещерные!) А потом кто-то догадался, что можно построить себе дом – со стенами, полом из глины и потолком… Такие древние дома ученые нашли на Калужской земле». Поняли теперь, зачем «дом» в калужской азбуке? Потому что на этой земле впервые построили дома! А какой еще вывод может сделать нормальный ребенок из этого текста?

Дальнейший подробный разбор книги на этом можно закончить. Потому что, бегло пролистав калужскую азбуку, выясняешь, что в ней только «Калуга» на «К» да «Ока» на «О». А в остальном... На «Ж» – «животные» (а не Жиздра), на «М» – «мастера» (а не Малоярославец). На «У», думали, Угра? Как бы не так – «улица». «Когда ты вырастешь и прославишься, в твою честь тоже могут назвать улицу». Буквы «Ё», «Й», «Ъ» прочно оккупировали ёжики, йоги и объемы. Одним словом, «королек – редкая птица, и то, что он живет в Калужской области – это очень хорошо!»

Даже те калужские достопримечательности, которые чудом уцелели внутри калужской азбуки, оказались не на своем месте. Циолковский, вы думете, на букву «Ц»? Ошибаетесь – на «З»! Почему? Потому что «знаменитость»! Единственным прилично себя ведущим персонажем книги оказывается «выхухоль Хоха». Да-да, тот самый «наш новый друг», который честно выполняет требование азбуки «не часто попадаться людям на глаза». Даже перевыполняет – вообще не попадается. Вышел в начале книги, сказал: «Кушать подано» – и исчез. Сообразил, наверное, что с авторами шутки плохи.

И все же главное чувство после чтения калужской азбуки не злость или ирония. Скорее ощущаешь недоуменную досаду. Смотришь снова на обложку и тоскливо мечтаешь, как хорошо было бы, если бы азбука оказалась и вправду калужской. Чтобы, перелистывая ее, ребенок узнавал о городах и реках своего края, а не о том, что «йод имеется в каждой аптеке». Чтобы на «Ю» был Юхнов, а не глупое стихотворение. Чтобы нормальная красивая карта вместо дурацкой игры с выхухолем.

Чтобы губернаторское обращение на задней обложке не выглядело парадной открыткой. Ведь видно, что это не обычный гладкий казенный текст, а итог личных переживаний человека, радеющего о своей земле. «Помни о том, что нам нужны грамотные, умные ребята», – взывает губернатор. «Больше всего электричества на огромных электростанциях. Там его делают и посылают по специальным проводам в города и села...» – поучают авторы. Ну что тут будешь делать?

Детские книжки, которые издают в России последние десять лет, можно условно разделить на две категории. Одни – глупые, но шикарные, как блондинки с дискотеки. Другие – умные, но неказистые, как мышки из библиотеки. Книга, о которой здесь идет речь, – не та и не другая. Она такая же странная, как герои телепередачи «Знак качества». Начинает за здравие, кончает за упокой. Сделана красиво, да неумело. Написана легко, но неинтересно. И за автора с художником переживаешь: вдруг от обиды застрелятся? И читателям заранее сочувствуешь: вдруг от тоски помрут? А что с ней делать, не знаешь. Ведь и подарить стыдно, и выбросить жалко… Все-таки не 10 штук, а 20000 экземпляров на народные деньги. Наши с вами деньги, товарищи!

Артем ЕРМАКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru