Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Дорога сомнений и точка открытия в диалектическом обучении

2 октября, 12.30

Людмила Аркадьевна Адамская представляла школу диалектического обучения и сразу отказалась от традиционного рассказа о своей школе, предложив поиграть в диалектическое обучение.
– Что такое диалектическое обучение? – обратилась Людмила Аркадьевна к собравшимся. – Давайте поработаем с понятием. Разделимся на группы, которые обсудят понятие с разных сторон: как понятие, символ, схему, как практики, критики и поэты.
Группа педагогов “Понятие” поразила всех четкостью формулировки: диалектическое обучение – это система, характеризующаяся совокупностью форм, методов, приемов организации познавательной деятельности детей на основе мыслительного механизма разрешения различных противоречий, стимулирующая развитие ребенка.
Спор зашел о диалектическом подходе к обучению: это система обучения, основывающаяся на основе законов психического развития ребенка, такая же, как и школа диалога культур Курганова, система Эльконина – Давыдова. Так чем же отличается от них школа диалектического обучения?
– Любое развитие имеет отношение к диалектике, – сказала Адамская. – Многие системы эти подходы реализуют. Мы же не только следуем диалектике при организации учения, но и стремимся ввести ее в содержание обучения.
Группа “Схема” предложила наглядное изображение системы диалектического обучения как спирали и концентрической спирали развития человека от “нет” к “да” через точки открытия, сомнения, озарения.
Что же находится между “да” и “нет”?
– Сомнение. Если ты, учитель, не сомневаешься, то не сможешь работать, – таков ответ учительницы географии из Смоленской области.
– Мы как раз и работаем в пространстве сомнения, и самое сложное в этой работе – найти из сомнения продуктивный выход, – сообщила Людмила Адамская. – Мы учим ребенка сомневаться и преодолевать сомнения, находить выход из ситуации.
Группа “Практики” отметила, что, вероятно, приемы диалектического обучения позволяют вскрыть противоречие, заложенное в той или иной проблеме. И здесь важно развивать умение формулировать вопросы.
– Мы используем в работе принцип отсутствия правильных ответов, – рассказала Людмила Адамская. – И вот, например, какие это приносит результаты мальчику, который учился раньше у нас, а теперь перешел в другую школу: он принес на урок истории книжку, в которой вычитал оригинальный взгляд на историческое событие. Учительница сказала, что это всего лишь версия, на что мальчик ответил: вся история – версия.
Игра в диалектическое обучение продолжалась. Приводились символы и ассоциации, читались стихи. В заключение педагоги из школы диалектического обучения предложили на досуге подумать, как можно соединить диалектические противоположности, и поиграть в диалектику с собой и своими учениками.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru