Разговоры у стендов
Вероятностное образование Александра
Лобка
– Несколько лет я серьезно занимаюсь
с детьми литературным творчеством.
У меня есть своя мастерская “Проба пера”. Но в
этом году я впервые столкнулась
с классом, где у детей ничего
не получается. Никак не могу их расшевелить, нет у
них воображения, полета. Как вы думаете, с чем это
может быть связано?
– Сложно решать заочно такую проблему. Мне нужно
встретиться с этим конкретным классом,
поработать с ним часа полтора, после этого я смог
бы сказать, что же делать. Вы говорите, абсолютно
у всех детей такая проблема?
– Да в том-то и дело. Ума не приложу, как им помочь.
– В моей практике не было случая, чтобы весь
класс невозможно было растормошить. Но
попадались три, четыре, пять человек, у которых
ничего не получалось. После проб и экспериментов
я пришел к выводу, что они цепляются лучше всего
за самые абстрактные вещи. Что мы делали? Я взял
конструктор, состоящий
из палочек и кружочков – их можно складывать как
угодно, – и предложил детям собрать конструкцию.
У каждого ребенка в руках было по 12 элементов
и каждый по кругу – один за другим – добавлял
свои палочки и кружочки. Получались сумасшедшие,
ни на что не похожие творения. Принципиально
важно, что прямым образом их интерпретировать
было невозможно. Каждый раз все делали очередную
пометку – на что это может быть похоже. Худо-бедно,
но вдруг начиналась раскрутка. Сомневаюсь, что
можно чего-то добиться прямыми наводками, они
могут привести
к схематизму мышления.
Режиссура урока
– Скажите, что такое режиссура урока
и зачем она вообще нужна?
– А для того, чтобы в урок вдохнуть жизнь. В
диалоге учитель – ученик нет детской жизни.
Поэтому мы проводим уроки
в групповой форме. Дети объединяются
в группы случайно. Это настраивает их
на послушание, причин для капризов
не остается. Вообще “случайность” – ключевое
слово для нас.
– А роль учителя в чем заключается?
– Он запускает этот механизм, обустраивает
пространство и... уходит
в тень. И если в том, как он это сделал, есть тайна,
что-то интригующее, то работа строится сама по
себе. Со стороны он вдруг начинает видеть детей,
чего не может быть, когда он стоит у доски и видит
только тех, кто сидит перед ним: все, кто на
галерке,
от него далеки. И что он видит: между детьми
начинается всамделишная жизнь. Они вступают в
равные отношения – среди них есть лидеры, есть
более пассивные ребята...
– А если все лидеры попадут в одну группу? Или все
пассивные?
– Ну, тогда нужно будет как-то выкручиваться. В
группе, где все пассивные, придется кому-то стать
лидером, а там, где все лидеры, наоборот, кому-то
отойти в сторону. Но поскольку состав групп все
время меняется, то дети оказываются в самых
разнообразных отношениях со всеми. Исчезает
деление
на кучки, нет необходимости дружить только с
избранными – они все друг
с другом умеют разговаривать.
У стенда Софьи Николаевны Лысенковой
– Чем мне нравится метод опережения?
Он полностью соответствует идеям диалектики:
количественное накопление
на определенном этапе переходит
в качественное знание.
– У нас в школе двое ребятишек закончили
начальную школу за два года,
а десятилетняя ученица
в Ставрополе в пятой школе учится уже
в седьмом классе. Более двадцати детей освоили
начальную за три года. И тоже переходили через
класс.
– Вот это да!
– Когда мы только начинали, сами удивлялись. Но
заметили, что у ребят сразу появлялся стимул: чем
я хуже тех, кто опережает школьную программу?
– Я прочел о методе опережения
в “Первом сентября” у Василия Кольченко. Он
рассказывал про дробную подачу учебного
материала, растянутую во времени. И я понял, что
тоже так работаю, только не называю это
опережением.
– А у нас педагоги волнуются: как?! Вы приведете к
нам в среднюю школу ученика семи лет, и он будет
учиться
с пятиклассниками?! Мы отвечаем: понятно, что это
психологически трудно учителям, но не детям. Им-то
как раз легко. Они открывают себя
и гордятся собственными достижениями. Разве не
ради этого мы, взрослые, работаем?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|