Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Разговоры у стендов

Режиссура урока
– Пожалуй, я поняла, что такое режиссура. Это разговор человека, умеющего передавать самые старые истины, которые были у Платона, Сократа, и могущего так выстроить урок, чтобы, разговаривая со своим временем, не отвлекаться ни от чего сущностного в этих больших человеческих истинах.

Рассматривая детские каллиграфические работы:
– Ух ты! Здорово!
– Нет, на самом деле это не очень хорошо. Там настоящая каллиграфия,
а тут – с вывертами. А вот мальчик переписывал былину почерком Буратино. Он сам так сочинил.
А посмотрите, какой почерк выдумали
к Новому году. Художники ахают!

Вальдорфская школа
– Это же профессиональный рисунок.
А какой здесь сюжет?
– Здесь нарисован архангел Михаил, убивающий дракона.
– Как вы отбирали рисунки?
– Дети вообще очень хорошо рисуют. Выбрать практически невозможно.
– Но это, наверное, старшие рисовали.
– Четвертый класс.
– Чет-вер-тый класс?!

– А к праздникам вы спектакли ставите?
– Не только к праздникам. Мы
и к урокам иногда ставим спектакли. Большинство пьес у нас создано
по библейским мотивам.
– Это здорово. А у нас в школе администрация не разрешает делать ничего, что как-то связано
с вальдорфской педагогикой или религией. Если не упоминать слово “Вальдорф” – тогда можно.

Авторская школа Николая Гузика
– Скажите, а что, есть такой реестр ЮНЕСКО, в котором вы как лучшая школа?
– Да. В нем 30 школ.
– И когда вас в него занесли?
– В 94-м году как одну из лучших школ Европы.
– А из СНГ кто еще там был?
– Никого.

– После того как мы выработали у детей конкретный навык, процесс переводится на уровень индивидуального обучения. У нас есть даже программа для смышленых, но не желающих знать химию.

– А что это за журнальчики у вас такие интересные?
– Это индивидуально ориентированные учебники. Еще никем не разработанная идея: как написать учебник для одного- единственного ребенка, который обладает какими-то особенностями,
не укладывающимися в общий контекст детского развития. Допустим, у ребенка неважная память, а ведь таких детей
в школе немало. Учить его по обычным учебникам сложно: и он мучается,
и учитель. Так почему бы не
написать для него отдельный учебник.
– То есть эксклюзивный вариант?
– Да. Или вот, смотрите, учебник
для ребенка, который плохо видит. Когда он читает обычный учебник, зрение его еще больше портится,
когда читает наш – восстанавливается. Обратите внимание, каким образом
он написан: большие буквы потихоньку уменьшаются до самых мелких,
потом снова увеличиваются до крупных, и дальше текст идет такими же волнами.
– Что это дает?
– Это эффективно тренирует
мышцы глаза: когда вы смотрите
на большие буквы, мышцы
расслаблены, с уменьшением шрифта они напрягаются, потом снова расслабляются.
– Где вас найти?
– В течение двух дней в гостинице.
А вообще я живу в городе Южный Одесской области...

Диалектическое обучение
– Понимаете, в классе есть дети
с задержками в развитии. Но они спокойны, с ними можно работать.
А этот – как злой гений.
От него страдают все.
Когда он по каким-то причинам прогуливает уроки, дети просто отдыхают. И при этом он хорошо говорит, сообразительный,
но ни во что окружающих не ставит.
– Вам надо чем-то его зацепить, какой-то темой, не обязательно впрямую связанной со школой. Сначала найти личный контакт, а потом уже пытаться что-то сделать.

Школа-парк Ольги Леонтьевой
– Мы планируем провести “День открытых дверей” в разных школах. Если вы согласитесь, то вместе с вами
у меня уже будет 5 или 6 школ, готовых участвовать в этой акции.
– А как это будет происходить?
– Парк-студию вы можете провести
на один день и снова вернуться
к классно-урочной системе. Но этот день вам покажет, к чему вы пришли или не пришли. Может случиться, что все дети пойдут к одному учителю.
Это станет толчком для учительского раздумья: что надо совершенствовать
в работе?
– Давайте я запишу ваши координаты.

В кулуарах
– Почему со своей проблемой
вы подошли именно к ней?
– А вы знаете, я готова такой вопрос каждому здесь задать и буду рада, если мне что-то смогут подсказать и помочь.
– Она – директор школы?
– Не знаю: она мне не представилась, и я ей тоже. Мы говорили как коллеги. Я так понимаю, мы здесь все – коллеги.

– У меня в Киеве издательство.
Мы сейчас выпускаем украинскую версию “Директор школы” и еще два журнала. Для учителей “Открытый педагогический университет”
и для школьников “Лицей”. Мы с вами можем сделать рубрику, мастерскую
в этих журналах, кафедру. Давайте подумаем.
– Давайте. Только в середине месяца
я уезжаю за рубеж. Недели через три вернусь.
– Это ничего. Самое главное, что вы сказали: я вернусь.

У стенда развивающего обучения
– Скажите, среди систем развивающего обучения ваша самая сильная?
– Я бы не ставил так вопрос. Нет хороших систем и плохих, есть хорошие педагоги, которые понимают, что они делают, а есть те, которые пытаются формировать – действовать не от души, не интуитивно и импульсивно, а именно жестко, целенаправленно формировать, не понимая что: берут, например, концепцию Выготского, к ней добавляют элементы традиционной педагогики.
– Вам кажется это абсурдным, но так работают учителя по всей стране.
– Да, я знаю, и это надо учитывать.
Но все-таки я за то, чтобы технологии, разработанные учеными-профессионалами, сохраняли свою чистоту. Если из всей системы Шаталова учителя берут только опорные конспекты, пусть они не говорят, что работают по системе Шаталова. Берут наши учебники – пожалуйста, но когда потом получают нулевые результаты по математике, по русскому языку, кто виноват? Система Эльконина–Давыдова.
– У каждой педагогической системы свои задачи.
– Вот об этом-то и надо говорить: что они делают, на что направлены. Сейчас у родителей и детей большой выбор,
и если нам удастся сохранить вариативность, это будет главным достижением нашей педагогики.
Вот смотрите: стою я, а рядом Лобок, который мне глубоко симпатичен,
но который принципиально другую позицию занимает в педагогике.
И прекрасно, что мы соседствуем,
я даже уже успел заманить его к моим студентам, чтобы он им лекции почитал. Важно, чтобы педагоги – и нынешние,
и будущие – видели разнообразие,
не представляли мир в черно-белых тонах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru