Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Как расширить пространство детского чтения

12.30 1 октября

Замечательный детский поэт Вадим Левин начал разговор о детском чтении с того, что прочитал стихотворение знакомой шестилетней девочки “Аквариум”: аквариум – кусочек мира, но в нем часто умирают рыбки, потому что в аквариуме везде – стены. Хорошо, продолжает девочка, что в аквариуме нет золотой рыбки.
– Может ли кто-нибудь сказать, каков смысл этих стихов? – обратился Вадим Александрович к слушателям.
Из зала послышалось:
– Это грустные стихи, исполненные сочувствия. Стихи о несвободе, о том, что рамки ограничивают мир человека.
– Вовсе нет! – парировал Левин. – На самом деле все гораздо проще. Девочка хотела иметь золотую рыбку. А у мамы не было денег. Однажды рыбки, которые были у Нади, погибли. И мама сказала ей: вот видишь, как хорошо, что не было золотой рыбки. А Надя написала эти стихи. И никакой философии здесь нет, казалось бы. Однако этот пример показывает, что одно и то же произведение искусства может моделировать самые разные ситуации. И читатель в зависимости от своего опыта черпает разное.
– Когда мы детям читаем сказки, воспроизводим ли мы свой мир и навязываем его или же входим с этими сказками в мир детей?
– Представьте, что я – ученица пятого класса. Я не люблю поэзию, стихи. Как вы меня научите?
– Однажды мне пришла записка от шестиклассника: стихов читать не люблю, но писать их умею, – улыбнулся Вадим Александрович. – Действительно, как научить любить стихи?
Вадим Левин попросил осторожно отнестись к формированию вкуса и исправлению стихов детей. Это может погубить в ребенке интерес к тайне поэзии. Гораздо лучше попробовать включить детей в игровое литературное творчество.
– Вся моя методика, – сообщил Левин, – построена на том, что мы принимаем детей такими, какие они есть. Из них, как из глины, нельзя лепить то, что нам кажется нужным. Ребенка можно только принять.
Между прочим, дети нужны взрослым нисколько не меньше, чем взрослые детям, а может быть, и больше. Ведь даже старые знакомые сказки, когда их читаешь ребенку, становятся намного интереснее.
Самуил Маршак сказал так: детские стихи должны нравиться взрослому с тонким вкусом и самим детям. Если они нравятся только ребенку, это не стихи. А если только взрослому, они не детские.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru