Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/1999

Архив

Десять пишем, два в уме...

Неужели двенадцатилетка – единственное спасение от школьных перегрузок?

Нам стало известно, что в Министерстве образования готовится информационное письмо о перегрузках в школе. Рассказать об этой инициативе министерства мы попросили директора департамента общего среднего образования Маргариту Леонтьеву.

– Маргарита Романовна, о каких именно перегрузках пойдет речь в письме?

Одна из причин перегрузок – существующая до сих пор неразбериха с Базисным учебным планом. В 1993 году был сделан Базисный план с большой вариативной частью, но в течение 1993/94 учебного года школы стали активно переходить на пятидневную неделю, и шестидневная нагрузка стала реализовываться за пять дней. Чтобы снизить эту нагрузку, вариативная часть Базисного плана была сокращена. Учителя же не соглашаются, и отчасти это связано с тем, что уменьшается нагрузка, а следовательно, снижается зарплата. Такова, например, позиция педагогов Республики Алтай, откуда я недавно получила письмо.

– Содержание образования сегодня также перегружено, в том числе теоретическими знаниями. Каков здесь выход?

– Надо создавать хорошие пропедевтические курсы для 3–6 классов, чтобы потом ребенок спокойнее входил в соприкосновение с теорией.

Однако основная беда не в этом, а в том, что на то количество учебного материала, которое дается у нас в основной школе, за рубежом отводится 10–11 лет. И выход здесь один – увеличение количества часов. Ведь увеличивать недельную нагрузку невозможно. Следовательно, надо увеличивать сроки обучения. Поясню: я говорю о необходимости десятилетнего обязательного образования.

– Но ведь можно, наверное, решить проблему за счет применения каких-то методик, благодаря которым сократится время на изучение материала?

– Законом “Об образовании” этот вопрос отдан на усмотрение учителя. Кроме того, нелепо думать, что кем-то выработанную методику можно распространить на сто тысяч учителей. Это невозможно и незаконно.

– Владимир Михайлович Филиппов говорил о том, что разгрузка обязательной средней школы может произойти за счет вынесения части содержания предметов среднего звена в старшие, профильные классы. Насколько это перспективно?

– Как раз сейчас, готовя концепцию содержания образования двенадцатилетней школы и концепцию содержания образования по образовательным областям, мы постараемся решить, от каких тем и разделов программ можно избавиться безболезненно, переведя их в старшие классы. Мы и так уже облегчили содержание образования, выделив образовательный минимум, кстати, в тяжелых боях с предметниками.

– Но ведь и сами нынешние учебники перегружены?

– Недавно заместитель министра образования Анатолий Киселев на совещании руководителей секций Федерального экспертного совета поставил четкую задачу: при перегрифовке учебников особое внимание обращать на то, чтобы учебник содержал образовательный минимум и чтобы его можно было изучить за то количество часов, которое заложено в Базисном учебном плане.

– Остается ли актуальной проблема домашних заданий?

– Я далека от мысли, что все дети каждый день учат уроки. И, кстати, правильно делают. Это психологическая защита организма от учителей, родителей. Но есть предметы, которые нужно выполнять каждый день. И вот тут должны вмешаться классные руководители и начать всерьез контролировать перегрузку.

– Кроме домашних заданий, существуют еще проверочные работы. Кто сегодня устанавливает лимит их проведения?

– Сама школа, поскольку вся текущая аттестация отдана образовательному учреждению. Мы не можем не отметить, что в школах осуществляется жесткий контроль знаний. Если раньше четко регламентировалось: не более двух контрольных в неделю, то сейчас дети каждый день пишут по 2–3 контрольные работы. И в это должен вмешаться классный руководитель, а также методические объединения школ.

Еще одна серьезнейшая перегрузка – экзамены для поступления в какой-либо класс. Законодательно это запрещено, у нас не предусмотрены экзамены ни в один из классов. Подобные явления – вина учредителя, то есть управления образования, которое отвечает за выполнение Закона “Об образовании”.

Скажу и о таком поветрии, как нулевые уроки. Они не попадают в расписание, это вроде бы и не уроки. Но тем не менее ребенок встает на час раньше. И опять же этот вопрос по закону может решить только сама школа.

– Часто родители сами убеждают ребенка как можно больше учиться, чтобы получить хороший аттестат.

– Мы наконец должны спокойно отнестись к тому, что кто-то имеет по математике тройку. И сам ребенок должен относиться к этому спокойно.

– Но ведь все это связано с тем, какие профессии сейчас котируются и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в вуз.

– Если ребенок знает математику, не факт, что он будет талантливым психологом. Поэтому я ярый сторонник того, чтобы у нас была резко профильная старшая школа. И тогда пятнадцатилетний ребенок сможет разумно выбрать профиль обучения на два последних школьных года.

– Пятнадцатилетний? Но ведь рассматривалась еще схема “9 + 3”?

– Схема “9 + 3” менее рациональна потому, что дети уходят из обязательной школы четырнадцатилетними. А четырнадцатилетний мальчик часто не попадает в старшую школу лишь потому, что еще функционально не готов к серьезному учению после 9 класса. Я считаю, что это серьезный аргумент в пользу двенадцатилетки. Кроме того, у нас чрезвычайно тяжелая начальная школа, и мы должны полностью перейти на четырехлетку.

– А почему это вдруг она стала тяжелой? Еще недавно она была трехлетней, и этого вполне хватало. Что изменилось?

– Нет, она всегда была сложной. Наоборот, когда-то начальная школа была четырехлетней, а потом ее урезали, и на самом-то деле наши нынешние пятиклассники – дети той четырехлетней школы.

– Ведь сейчас-то получится обратное – отнимется год у детского сада?

– Медики сказали, что в четырехлетку пойдут те, кому на первое сентября исполнится шесть с половиной лет.

– То есть сдвиг пойдет в сторону увеличения, а не уменьшения школьного возраста?

– Да, именно так.

– Получается, что, как ни крути, надо увеличивать время обучения в школе. Но ведь в школах появляются компьютеры, которые позволяют изучать предметы с помощью мультимедийных дисков, и это может существенно сократить время обучения, время преподавания.

– Пока это светлые мечты. В ближайшие десять лет российская школа вряд ли настолько овладеет новыми технологиями. И проблемы тут не только финансовые. Я видела немало школ, оснащенных прекрасными современными компьютерами, где дети изучали химию лишь с пробирками в руках.

В заключение подчеркну еще раз: цель готовящегося письма – рекомендовать школам выработать методы защиты детей от перегрузок.

Становится очевидно, что в сегодняшней ситуации, когда по закону на многое в школе могут влиять классные руководители, сами учителя, а также родители, от большинства школьных перегрузок детей можно избавить и без увеличения срока обучения. В решение этих вопросов должны включиться методические объединения, родительские советы. И скорее всего тогда для министерства станет ясно, что сдвиг в сроках обучения в одиннадцатилетке можно осуществить за счет продления детства на целый год.

Наталия ИШТРИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru