Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/1999

Архив
Елена ЛОСЕВСКАЯ

Сочинский фестиваль-99: учительская, открытая для всей страны

Мгновение – и символический ключ знаний, сотворенный из нескольких сотен воздушных шаров, взмывает в небо. Фотоаппараты и видеокамеры спешат захватить этот момент. Он летит с почти космической скоростью и в считанные секунды под аплодисменты зрителей исчезает.
Очередной сочинский педагогический фестиваль открыт, и его участники торопятся занять места в зрительном зале.
В четвертый раз Зимний театр встречает всех, кого интересуют проблемы образования. А желающих немало, и не только среди учителей: бизнесмены, государственные служащие, общественные деятели, родители. Идею “Через развитие образования – к развитию города”, несколько лет назад выдвинутую педагогами и поддержанную руководителями города, разделяют сегодня многие сочинцы.
Как обычно, программа фестиваля была насыщенной и разнообразной: “круглые столы”, родительская конференция, экспертиза проектов образовательных учреждений, претендующих на статус “Федеральная экспериментальная площадка”, суперфинал конкурса директоров “Профи-99”... И, как обычно, приехало много гостей: педагоги из других регионов, представители Министерства образования, Государственной Думы, Российской академии образования, Департамента образования и науки администрации Краснодарского края...

Остров благополучия в океане проблем

Фойе Зимнего театра напоминало настоящую ярмарку идей: кругом – обилие стендов, на которых представлены школы. Каждая из них неповторима, у каждой свой взгляд на мир и на развитие ребенка. Не случайно большинство образовательных учреждений Сочи втянуто в инновационную деятельность: сегодня здесь 59 городских и 15 федеральных экспериментальных площадок.
Чего ждут участники фестиваля от трехдневной напряженной работы? На какие вопросы хотят получить ответ?
– Хотелось бы прояснить, как в современных условиях должна вестись воспитательная работа.
– Хочу понять, как и на каких условиях могут быть объединены усилия педагогов, родителей и городской общественности.
– Для меня фестиваль – редкая возможность полноценно пообщаться с коллегами, специалистами, начальством. Духовного заряда, который я получаю после таких встреч, мне хватает на весь учебный год.
“Позвольте пожелать вам накануне последнего учебного года ХХ века прежде всего веры: веры в самих себя, в свои силы, веры в то, что трудности исчерпываются, а любовь и творчество не иссякают никогда”, – обратился в своем выступлении к участникам фестиваля начальник Управления по образованию и науке администрации города Сочи Иван Проданов.
Подобные слова в любой аудитории, а в учительской особенно, скорее всего вызовут в лучшем случае скептическую усмешку, в худшем – раздражение. Но сочинцы действительно верят, что неразрешимые сегодня проблемы удастся разрешить, а способность и желание творить будут их постоянными спутниками.
Откуда такая уверенность? Может быть, с тех пор когда городские власти поняли, что сегодняшние инвестиции в образование принесут дивиденды завтра? Сочинская система образования – это признают и ученые педагоги, и специалисты министерства – одна из самых стабильных в социально-политическом и культурном смысле, эдакий островок благополучия на неблагополучной карте политики образования.
И в этом немалая заслуга городских руководителей. Глава города Сочи Николай Карпов, председатель городского собрания Юрий Барзыкин – непременные участники каждого педагогического фестиваля. Они ищут все возможные способы поддержать педагогические инициативы.
Зачастую поддержка достигается за счет других сфер, что, конечно, может вызывать ревностные чувства у работающих там специалистов. Но, странное дело, в основном такие шаги находят понимание. Значит, образование действительно становится ценностью, объединяющей все слои населения. Несмотря на то, что в списке ценностей наших сограждан образование занимает пока лишь 15-е место. Но, может быть, как раз на примере Сочи мы наблюдаем крушение печально известного стереотипа “сначала поправим дела в экономике, а потом возьмемся за образование”?
Активность сочинских педагогов легко объяснима: им доверяют, а они, в свою очередь, это доверие стремятся оправдать.
Еще совсем недавно казалось, что для успешного профессионального роста достаточно команды в отдельно взятой школе. А потом поняли: без создания корпоративных объединений не обойтись. Так, в прошлом году в городе появилось 13 ассоциаций: учителей русского языка, литературы, математики, истории, биологии, физики, географии, армянского языка...
В рамках фестиваля состоялась Ассамблея педагогических ассоциаций под девизом “От успеха педагога – к успеху ребенка”. Очевидно, что от личности педагога, от того, насколько он реализует себя, во многом зависит и успех ученика. У профессионала больше шансов раскрыться самому и помочь раскрыться ребенку. Но каков он, набор профессиональных умений? Где учителю их искать и откуда добывать? Объединившись, учителя могут попытаться ответить на этот вопрос.
Как показывает жизнь, корпоративное деление нередко приводит к отстаиванию интересов и задач своего предмета. Но сочинских учителей, похоже, объединяет другая проблема – воспитание, чаще всего разговор заходит именно о нем. Можно ли обсуждать проблемы воспитания в замкнутом педагогическом пространстве, не привлекая родителей? Этот риторический вопрос стал мостиком к событию, которому на этом фестивале придавали особое значение, – родительской конференции.

Готовы ли педагоги делиться властью с родителями?

Внушительных размеров киноконцертный зал гостиницы “Жемчужина” стал заполняться задолго до начала встречи. К назначенному времени он напоминал разбуженный улей.
Неожиданно для многих родителей на их суд выносились вопросы, которые раньше с ними не то чтобы никто не обсуждал – им просто запрещено было вторгаться в эту нишу образовательного процесса. Какой должна быть новая практика управления школой? Какими нормами должны регулироваться отношения между администрацией школы и общественностью? Что представляет собой бюджет школы и каким образом покрыть его дефицит? Как привлекать в школу внебюджетные средства?
Примерная схема, по которой должно было пойти обсуждение, выглядела так: школа сегодня – единственный общественный институт, которому доверяют все слои населения (даже импровизированный тест, проведенный накануне с участниками фестиваля известным психологом Владимиром Зинченко, это подтвердил: со школой и близко не могли сравниться ни президент, ни Дума, ни правительство). Этот факт может стать основой объединения усилий педагогов, родителей, администрации города, общественных движений в решении как образовательных проблем, так и проблем конкретного ребенка.
Общественно-государственное управление изменит и существующую практику финансирования. Предъявлять и защищать бюджет городской системы образования должны будут непосредственно избиратели, налогоплательщики. Бюджет системы образования – это сумма бюджетов школ, а бюджет школы – стоимость образовательной программы, которую утверждает орган общественного управления школой.
Готовы ли к такой схеме взаимодействия директора школ, родители, общественные организации? Пока, к сожалению, об этом можно лишь мечтать – слишком много амбиций и стереотипов встает на пути этого сотрудничества.
– На мой взгляд, нынешняя система повышения квалификации должна помочь директору ответить на вопрос, как ему работать с родителями, – заметила директор лицея № 59 Вера Самодурова.
О родительских комитетах участники конференции говорили без энтузиазма: да, существовали и существуют, но для директора часто бывают обузой и создаются для отвода глаз. Необходимы принципиально иные отношения.
А они предполагают разделение полномочий и власти между директором и попечительским советом и, как смело предлагали некоторые выступавшие, реальное участие школьного общественного совета в финансовых и кадровых вопросах, а также в вопросах содержания образования.
– Властью-то можно поделиться, – тут же нашлись оппоненты, – но захотят ли непрофессионалы в школьном деле вместе с властью взять на себя и ответственность? Справятся ли?
– Иного способа понять, справятся или нет, как предоставить возможность попробовать, нет.
Вряд ли к такому повороту событий готовы сейчас большинство директоров и родителей. Но в чем уж точно убеждены последние, так это в возможности повлиять на политику образования через выборы в городское собрание. Выборы пройдут в апреле, но готовиться к ним выступавшие советовали уже сейчас.
– Не бойтесь выдвигать свои кандидатуры, – обращались родители к залу, – чем больше в городском собрании будет людей, заинтересованных в развитии образования, тем больше мы сможем помочь школе и своим детям.
Отведенного на встречу времени явно не хватило, чтобы прийти к какому-то конкретному решению. Для этого понадобилось бы несколько дней. Но хорошо уже то, что сделана заявка на серьезный разговор, заявка, претендующая на создание новой системы управления.

Когда школа выходит из своих стен

Впрочем, ростки такой системы уже начинают появляться в Сочи. Во многих районах города постепенно складываются территориальные советы самоуправления, причем в некоторых – по инициативе школ. То есть школы сами помогают сформироваться местному сообществу, которое впоследствии будет определять политику в конкретном микрорайоне.
Пример тому – УК № 20 Центрального района. В прошлом году комплекс получил статус “Федеральная экспериментальная площадка”, защищая проект “Школа как фактор развития местного сообщества”. Тему подсказали дети: наблюдая за ними, педагоги заметили, что ведут они себя в школе и за ее пределами совершенно по-разному – жизнь диктует свои нормы поведения. Тогда и родилась идея: попытаться найти общие и для школы, и для жителей микрорайона нормы, ценности, смыслы.
Первыми советчиками были дети. Для них педагоги провели деловую игру “Если бы я был мэром”. Как оказалось, ребята гораздо шире взрослых видят проблемы микрорайона: взрослые ограничились благоустройством, а дети вспомнили про брошенных стариков, про малышей, которым некуда деться в спальном районе.
Сняли фильм о микрорайоне, показали его жителям, поинтересовавшись: как смотрите на то, если школа будет помогать решать социальные проблемы? Большинство восприняли предложения на ура и согласились полностью довериться школе: как считаете правильным, так и делайте.
Но педагоги вовсе не собирались брать в свои руки бразды правления, не свое видение они хотели навязать, а оттолкнуться от потребностей жителей. Самое трудное, признаются теперь, было создать условия, чтобы эти потребности возникли. Собрали один сход, через некоторое время другой. Пришли к выводу, что совет микрорайона необходим. Последний опрос показал: активное участие в работе совета готовы принять 1020 жителей. Ученики же, начиная с 8 класса, готовы все.
Проблемы, которыми будут заниматься в ближайшее время, уже известны: благоустройство микрорайона, возобновление работы Дома культуры, медпункта, почтового отделения, освещение улиц. Выборы в совет микрорайона, в который войдут и взрослые, и дети, пройдут в ноябре, а с сентября начнется предвыборная кампания.
На вопрос, нужно ли школе выходить за рамки чисто образовательных задач, директор комплекса Татьяна Богосян и ее коллеги отвечают без сомнения: нужно, если мы хотим обеспечить будущее детей и вырастить их достойными гражданами.

Младший брат городского собрания

Одно дело – представительство детей в серьезном взрослом совете. А как вы отнесетесь, например, к созданию городской детской Думы?
Идея ее создания родилась в прошлом году в лагере актива, названного громко – “Лидеры нового тысячелетия”. Задумана она как центр, координирующий работу школьных советов самоуправления и детских общественных организаций. Поначалу ребята были в роли свадебных генералов на всех крупных детских мероприятиях, но спустя два-три месяца почувствовали себя членами одной команды, поняли, что от них ждут конкретных дел.
Городское собрание серьезно отнеслось к появлению младшего брата, увидев в нем представителя детских интересов на уровне города. Председатель Юрий Барзыкин уже провел с ребятами несколько встреч, в ближайшее время появится совместный план работы.
Честно говоря, пока слушала рассказ, не покидали сомнения: социальный опыт, конечно, юношам и девушкам очень пригодится, но не превратятся ли они раньше времени в функционеров, не успев раскрыться в чем-то другом?
– По-моему, им это не грозит, – считает Ираида Еремина, ведущий специалист по воспитательной работе Управления по образованию и науке. – Это мы были чистыми романтиками, а они – наполовину романтики и рационалисты, уже сейчас способные мыслить критически. Они очень точно чувствуют, когда с ними играют, улавливают малейшую фальшь.
К сожалению, ни с кем из юных думцев встретиться не удалось – они догуливали последние безмятежные летние дни. А может быть, уже над новым проектом корпели? Кто знает?

Экзамен для директора

Кто из участников фестиваля не был на суперфинале конкурса директоров “Профи-99”, тот может считать, что не был и на фестивале. Рискну предположить, что таких не оказалось: в третий день зрительный зал Зимнего театра был забит до отказа.
Идея родилась спонтанно: на одном из педагогических конкурсов (а их в Сочи на любой вкус: “Учитель года”, “Воспитатель года”, “Самый классный классный”, “Учитель искусства года”) кто-то из учителей проронил: а почему бы нечто подобное не устроить для директоров.
Инициаторами конкурса стали Управление по образованию и науке и Центр развития образования. Заявки на участие подали 20 человек, управленческий стаж которых был от 1,5 до 30 лет. До суперфинала, благополучно одолев три этапа, добрались 8 человек. Они-то и держали весь зал в напряженном ожидании: кто?
Невозможно описать, что творилось на сцене и в зале. Когда участники рассказывали о своих хобби, зрители устроили настоящую овацию. Александра Маджежок лихо и ритмично отплясывала, Татьяна Богосян виртуозно играла на трубе, Владимир Шишков веселил зал остроумными шутками и юморесками собственного сочинения, Людмила Судакова демонстрировала составленные ею оригинальные цветочные композиции, а тенору Николая Костиникова позавидовал бы, наверное, солист любого оперного театра.
Победителей было двое – Владимир Шишков (школа № 4) и Николай Костиников (гимназия № 8). Впрочем, проигравших в тот день не было – каждый стал лучшим в какой-то номинации.
Когда выйдет этот материал, сочинские учителя, как и учителя всей страны, начнут свой очередной учебный год. Хочется пожелать, чтобы заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения, полученный в эти три дня, сохранился как можно дольше.
Стоит добавить, что, признавая уникальность педагогической системы Сочи в целом и фестиваля в частности, специалисты Министерства образования уже давно подумывают о том, как придать событию, происходящему здесь в последнюю неделю августа, общероссийское значение.
– Самый простой путь – смонтировать видеокассету и подарить ее всем регионам, – говорит Владимир Бацын, начальник Управления региональной политики министерства. – Есть намерение показать ее в День учителя с хорошим комментарием по одному из каналов ТВ. А еще лучше, может быть, в будущем году в День учителя устроить здесь похожий фестиваль для педагогов всей страны – нечто вроде федеральной творческой мастерской.
И все-таки одно опасение возникает. Сочи – хоть и островок благополучия, но финансовых проблем у здешней системы образования, как и везде, хватает. Что, если энтузиазм не будет вовремя подкреплен финансовой политикой и мощный творческий подъем сменится усталостью и разочарованием?
Очень хочется надеяться, что этого не произойдет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru