Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/1999

Архив

Нина БУРДИНА:
«Мы пытаемся создать свою систему проверки качества образования»

О Московской области педагогические издания пишут не часто. За шумихой вокруг очередных грандиозных проектов руководителей столичного просвещения как-то забывается, что совсем рядом, в получасе езды, совершенно иное образовательное пространство, иные подходы к решению многих проблем, иной опыт. Поэтому сегодня наш гость – начальник Главного управления образования администрации Московской области Нина Георгиевна БУРДИНА.

– Нина Георгиевна, в чем, на ваш взгляд, специфика образовательного пространства Московской области сравнительно с другими регионами?

– Прежде всего это один из наиболее населенных субъектов Российской Федерации: здесь проживают более 7 миллионов человек, из них почти 2 миллиона детей. Экономическое положение области во многом парадоксально: с одной стороны, она является донором федерального бюджета, имеет развитые научный, промышленный и военно-промышленный потенциалы; с другой стороны, регион не имеет своего областного центра, а в его составе есть целый ряд дотируемых сельских районов. Эта специфика экономической структуры приводит к неоднородности образовательного пространства региона.

Сейчас мы пересматриваем областной закон об образовании: жизнь внесла очень многие коррективы. В частности, собираемся вносить изменения, связанные с работой методической службы, которая сегодня на местах недооценивается. Мы пришли к выводу, что в каждом районе должен быть не методический кабинет в старом понимании этого слова, а муниципальный центр дополнительного профессионального образования педагогов, и основное внимание в деятельности таких центров должно быть сосредоточено на том, чтобы научить учителя аналитико-диагностической работе. Мы пытаемся создать свою областную систему проверки качества образования. Эту экспериментальную работу возглавляет профессор Решетников. За четыре года есть очень интересные находки, и я думаю, что в 2000 году мы выйдем на утверждение этой программы.

Еще одна особенность связана с введением в действие закона о местном самоуправлении. На мой взгляд, наш губернатор в свое время принял очень мудрое решение, передав часть своих полномочий главам городов и районов. Сейчас мы находимся в начале большого пути, связанного с созданием муниципальных систем образования. Важным элементом этих систем должны стать муниципальные детские дома: сейчас очень серьезно стоит проблема социального сиротства, и мы убеждены, что нельзя ребенка увозить со своей территории.

– Говоря о своих взаимоотношениях с муниципальными структурами, многие ваши коллеги-управленцы жалуются на отсутствие управленческой вертикали. Для вас это тоже острый вопрос?

– Я бы не сказала, что мы испытываем какие-то особые проблемы в этой области: у нас четко разделены сферы влияния. Общая региональная политика по организационно-педагогическим вопросам – таким, как питание детей или обеспечение школ учебной литературой, – вырабатывается на совете начальников управлений образования городов и районов. Поэтому у меня сегодня нет необходимости лезть в сферу компетенции заведующего роно.

Главное, на чем держатся наши контрольные функции, – выполнение на местах закона об образовании Московской области. Если в большом количестве поступают жалобы от родителей или учителей из какого-то района, мы выезжаем на место, изучаем положение дел, встречаемся с родителями, выступаем по кабельному телевидению. И выносим решение: да, уважаемые коллеги, сегодня у вас не в порядке с тем-то и тем-то. Позже на совете начальников управлений они отчитываются о том, как устраняют недостатки.

– Каков статус совета руководителей муниципальных органов управления образованием и как часто он собирается?

– Это общественный орган, который собирается один раз в три месяца. Кроме него, у нас есть еще одна схема взаимодействия с муниципалитетами. Один раз в год мы выносим наиболее жгучие проблемы образования на областное собрание ассоциации глав городов и районов. По итогам обсуждения принимается решение областного собрания, которое для нас является обязательным к выполнению.

Еще один интересный момент наших взаимоотношений с муниципалитетами – это аттестация образовательных учреждений. В законе прописано, что этим должен заниматься независимый орган, но это положение выглядит несколько абсурдно: независимый от кого? Это же профессиональные вопросы, и здесь не привлечешь понятых с улицы. Поэтому у нас главную роль в аттестации играют эксперты – директора, завучи, лучшие учителя из других районов, которым и принадлежит право решающего голоса. На сегодня мы уже аттестовали порядка 20% всех наших образовательных учреждений – и пока ни одной конфликтной ситуации на этой почве не возникло.

– А как быть с назначениями заведующих роно – вы можете на них повлиять?

– Здесь есть серьезные вопросы, обычно остающиеся как бы за кадром. В областном законе об образовании записано, что назначение начальника районного управления образования осуществляет глава районной администрации при обязательном согласовании с начальником Главного управления образования. В случае если согласовать позиции с главой администрации мне не удается, я говорю ему: «Тогда мы оформляем наши разногласия юридически, и я снимаю с себя всякую ответственность, если у вашего протеже возникнут серьезные профессиональные проблемы». И всегда по прошествии времени оказывается, что мы были правы.

– Какова доля расходов на образование в бюджете области?

– В консолидированном бюджете она достигает 10%. Если же смотреть по районам, то здесь разброс – от 7 до 20%.

– Есть задолженности по зарплате и отпускным?

– Из семидесяти муниципальных образований задолженности – от одного до шести месяцев – в десяти. Семь районов согласились на предложение губернатора централизовать средства на зарплату учителей на уровне области, и вот здесь никаких проблем нет. У нас есть долг и по отпускным, и по зарплате в учреждениях областного подчинения, но к 1 сентября, думаю, эти вопросы будут сняты.

– А как вам видится решение проблемы задолженности?

– Прежде всего хотела бы отметить, что я совершенно не согласна с идеей «демуниципализации» учреждений образования. На мой взгляд, школы и детские сады выжили в этот трудный период только потому, что они были на муниципальном бюджете. Пример Московской области – яркое тому подтверждение. Так, за истекший учебный год мы сделали капитальный ремонт на сумму 80 млн рублей – такого не было и в старые добрые времена! Если бы не работа муниципалитетов, ничего этого не было бы. Поэтому вопросы о собственности на здания, ответственности за их содержание и о зарплате надо развести – это две совершенно разные проблемы.

Я убеждена, что за зарплату должно отвечать государство, а за все остальное – коммунальные платежи, подготовку к новому учебному году и так далее – местные власти. В нашей области уже многие главы городов и районов дозрели до идеи соучредительства и многоканального финансирования учреждений образования, но, к сожалению, пока нет никаких нормативных документов для правового оформления таких отношений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru