Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/1999

Архив

Число, о котором никто не знает, превращается в ноль

Даже для того, чтобы усвоить урок математики, каждому из нас нужен урок неповторимости

Существует гипотеза о том, что психологический механизм, нерв учебного диалога – это внутренняя речь учеников и учителей. В ней формируется, удерживается диалог общечеловеческой культуры и культуры мышления ребенка, динамичной, расплавленной, впервые себя видящей и понимающей в индивидуально-неповторимых образах, наивных теориях, схемах как своеобразных зеркалах.

Чтение и письмо не просто учебный предмет наряду с физкультурой и математикой. Чтение и письмо, то есть погружение в себя текстов культуры, заряженных внутренней речью автора и героев, и создание своих текстов (оформление внутренней речи) – это, на наш взгляд, главный предмет начальной школы.

Сгущения снега

Мы начинаем с работы над изложением-сгущением большого количества поэтических текстов Пушкина, Хлебникова, Пастернака и других авторов.Дети слушают чтение текста несколько раз, а затем записывают стихотворение в тетради, стараясь сохранить ритм, не превратить стихи в прозу.
Приведем пример.
Учитель читает первоклассникам стихотворение Пастернака “Снег идет” (Красноярск, школа 106 УНИВЕРС, 1”Д” класс, начало января 1988 г.). Перед чтением учитель предупреждает, что основной смысл произведения нужно будет потом, после чтения, записать в тетради. Стихотворение прочитывалось неоднократно, после чего дети уже сами несколько раз ставили и слушали пластинку с записью песни на эти слова (автор музыки Сергей Никитин). Затем писали.

Света Донова
Снег идет снег идет К белым звездочкам в бурани Тянутся цветы гирани за аконны пириплет Снег идет и все в сметенье все пускается в полет.

Надя Бахтигозина
Снег идет и все в снетели все пуска в полет черны лесницы ступени пириплестка паварот снег идет снег идет словно падают нихлобы азахлабы А захлобы...

Задание, которое выполняли дети, только-только начавшие писать развернутые тексты, существенно отличается от обычных тем, что в нем неявно задана необходимость удержания в сжатом, коротком тексте особенностей поэтической речи. Такую форму упражнения мы называем изложением-сгущением. Это особое сжатие поэтического текста во внутренней речи каждого ребенка с последующим вынесением текста внутренней речи вовне, в письменную речь.
В затруднительных случаях дети, как правило, не деформируют ритмическую ткань текста, не превращают стихи в прозу, не заменяют непонятные слова понятными, но выпадающими из поэтического строя. Первоклассники склонны придумывать свои слова, близкие по звучанию словам исходного текста: всметели, всметелье, переплесток, нихлобы, захлобы и многие другие.
Целостное схватывание речевого, звукового, горлового, ритмического образа художественного произведения – важное умение первоклассников. Текст культуры живет в сознании ребенка в этих внутренне-речевых образах, удерживающих собственную читательскую интонацию.
Дети с удовольствием иллюстрируют свои поэтические “сгущения”. Первые слова, написанные ребенком, и рисунок, первые опыты “изобразительной поэзии”, создают у зрителя-читателя (учителя, родителя, другого ребенка) образ целостного произведения. Приведем примеры таких произведений первоклассников гимназии ОЧАГ (1“Б” класс, 1997–1998 г.) Мы исправили только орфографические ошибки, неизбежные на первых этапах овладения письменной речью.

Рома Колесников (9 сентября)
Снег снег белый звездам метель и еще снег и мальчик удивленные

Сережа Переверзев (23 сентября)
Снег идет! Снег идет!
И все в сметеньи, снег идет,
снег идет. Сходит с чердака
Убеленный пешеход

Учебная работа в первом классе приобретала следующую жанровую структуру. В центре всей учебной деятельности – овладение собственной письменной речью как речью поэтической, сжатой, не всегда понятной даже самому пишущему, максимально стихийной и индивидуальной. Это – написание поэтических сгущений.
Важно отметить, что это собственная речь – одновременно и наиболее социальная, наиболее совместная. Но при этом найти собственную интонацию первокласснику помогают великие поэты, он обнаруживает ее, отталкиваясь от Пушкина, Пастернака, Хлебникова.
С разных сторон эту учебную поэтическую речь “омывают и охлаждают” разнообразные прозаические жанры, ориентированные на существующие образцы (эпистолярный жанр, жанр научного повествования, жанр литературного сочинения, жанр лингвистического диктанта с заданными орфограммами). Задача первоклассника, овладевающего этими речевыми жанрами в письменной речи, – удержать собственную неповторимость, незаместимость в пределах избранного жанра.

Наша переписка

Дети сочинили письма в далекий Красноярск, семнадцатилетним первокурсникам, которые десять лет назад учились писать по той же программе, что и они. Приведем фрагмент этой переписки.
Привет, Валера!
Сколько тебе лет? Где ты учишься? Я Андрей Хаит. Учусь в первом классе. Валера, ты скоро станешь моим другом. Пока я пишу медленно, я устал. Пришли мне письмо с фотографией.
Андрей Хаит (14 сентября)

Привет, Андрей Хаит!
Это – не Валера. Это – Таня. Мне очень понравилось твое письмо Валере, прости, если оно было личным и не нуждалось в чтении кого-то, кроме него, к тому же у меня есть твоя фотография: ты среди деревьев – березок.
Очень славно!
На вопросы, заданные тобой Валере, я не буду отвечать. Хорошо?
Но независимо от них расскажу, что мне 17 лет, учусь на журналиста, но быть им (только им) не буду – не хочу.
У тебя красивый почерк – здорово! У меня в первом классе был самый корявый и пугающий учительницу почерк, а сейчас это не важно, важно иное, более важное! Очень нравится мне слово ВАЖНО, а тебе?
Скажи, пожалуйста, ты устаешь писать от того, что утомляется рука, или потому что скучно, неинтересно и гулять хочется?
Ну ладно, пока. Важное: если захочешь, придумай мне сказку и отправь ее – буду ждать.
Таня (14 ноября)

Орфографические эпиграммы

Дети очень рано начали чувствовать иронию в письменном слове. Когда учитель предлагал первоклассникам придумать диктант с заданными орфограммами, дети изобретали жанр эпиграммы:
Кохановского в яму
кидай, он боится, Максим, зайца:
заяц хитривый, заяц тоже зайца
боится.
(Рома Колесников, звук Й в разных позициях, 1 октября)
(Очевидно вырастание этой эпиграммы из стихотворения Ромы о хвостах, написанного после слушания Сергея Никитина.)

Сочинение по математике

На уроках математики первоклассники уже в первой четверти оказываются способными выразить свою идею в математическом сочинении (27 октября).

Рита Иващенко
Я думаю, что прав Максим. Числа делаются все больше и больше, но никогда не кончаются.

Макс Кохановский
Я согласен с этой схемой (приводится схема, на которой числовой луч изгибается и возвращается в свое начало), потому что есть самое большое число, его никто не знает, и тогда это число превращается в ноль.

Юля Данилова
Я согласна с Ритой. Потому что тогда после всех-всех чисел стоит красная точка. И вот она! (Приводится схема конечного числового “луча” с верхней границей – красной точкой).

На уроках природоведения ребята овладевают жанром научного повествования.

Настя Симагина (28 октября)
Вместе с мамой мы провели такой опыт. В ложку с водой мы налили капельку масла. Масло не разбалтывалось с водой.
Оно держалось в легких воздушных пузырьках. Я пробовала его размешать, и оно стало похожим на пену.

Андрей Хаит
Опыт с маслом

Я с мамой взял кусочек масла твердого, я его положил в ложку с холодной водой, масло не растаяло. А налили горячей воды, медленно стало таять. А вода стала желтеть, да еще в серебристую капельку, а на вкус жирная.
Еще масло тает в макаронах!

Рома Колесников написал пародию на такие повествования своих одноклассников.
Опыт с сосиской
Я пришел домой, я захотел есть. Я положил в рот сосиску и стал ее жевать, и скоро сосиска исчезла. Вот такой опыт с сосиской. Конец. (Приводится схема этапов исчезновения сосиски.)

А первые сочинения по литературе дети написали в конце октября. Они были посвящены “Сказке о рыбаке и рыбке” Пушкина.

Сергей КУРГАНОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru