Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/1999

Архив

Китайская грамота родного языка

Функциональная неграмотность и проблемы современной информационной культуры – две стороны одной работы

Хочу сразу ответить на вопрос, почему я, библиотекарь и психолог, занимаюсь проблемами детства и юношества и связанными с ними трудностями обучения и чтения, считаю эти проблемы своими. Все очень просто. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе – это не только педагогические, медицинские, психологические, но больше всего социальные проблемы, к которым никто из библиотечных работников не может быть равнодушным. Сегодняшний первоклассник, которого не научили как следует читать и писать, никогда не придет к нам в библиотеку – еще один завтрашний безграмотный. Завтра ему жить в новом информационном тысячелетии, а значит, сегодня это мои проблемы.

Последствия феномена неграмотности в виде неграмотности вторичной и функциональной еще не определены, истинное число таких людей неизвестно.

Оказалось, что в Министерстве общего и профессионального образования не только нет данных об уровне грамотности, но оно не имеет права подобные данные собирать! Предполагается, что в США насчитывается сегодня 40–50 млн вторично неграмотных. В Германии их 3–4 млн, а недавно Франция, страна литераторов, была напугана новейшими исследованиями, согласно которым около 20% населения работоспособного возраста с трудом может читать и писать.

  •  

У нас проблема неграмотности статуса не имеет. Значит ли это, что ее нет?

Напомню, что 1990 год был объявлен ООН Годом грамотности. Это было подтверждением озабоченности международных организаций ситуацией, которая сложилась не только в тех странах, где недоступно или не предусмотрено начальное образование для всех, но и в развитых странах Европы и Америки. Следует заметить, что потребность различных стран в повышении уровня грамотности понимается по-разному. В одних – это потребность в элементарной (общей) грамотности людей (детей), имеющих трудности освоения письма и чтения. В других – те, кто умеет читать и писать в объеме, который был еще достаточен 20–25 лет назад, не могут считаться функционально грамотными сегодня.

Неграмотность тех, кого никогда не учили, для нас не так актуальна, как неграмотность ненаученных или плохо наученных. Хотя и от первой проблемы нельзя отмахиваться, она растет пропорционально растущему числу беженцев, переселенцев, бездомных детей и просто – бедности, при которой учеба слишком большая роскошь.

Речь при этом идет не столько об элементарной неграмотности, при которой человек не научился и не умеет писать и читать, сколько о вторичной неграмотности тех, кого учили и не научили ни читать, ни писать. Формально эти люди грамотны, они умеют что-то написать и как-то прочитать, однако принятым критерием грамотности в современном мире является умение письменно изложить автобиографию на странице машинописного текста в соответствии со всеми требованиями к грамматике и стилистике родного языка. Много ли таких – никто не знает. Умение читать – это не умение складывать букву к букве, а умение понимать прочитанное. Неграмотность ненаученных обычно называют вторичной, и именно на ее основе формируется так называемая функциональная неграмотность недоучек.

Функциональная грамотность предполагает умение владеть не только техникой письма, но и письменной речью, что, по словам Л.С.Выготского, не “просто передача устной речи написанными буквами”.

Письменная речь требует не только максимальной степени владения языком, но и способности воспроизводить собственные мысли при письме. Если в устной речи многое можно понять из контекста общения, то письменная речь требует определенной логики изложения, учета стилистических и грамматических особенностей языка и многого другого. “Считается, что овладение письменной речью меняет психические параметры личности, тип мышления, что, в свою очередь, позволяет человеку перейти от конкретного к категориальному поведению”. (М.М.Безруких).

  •  

Функциональная неграмотность страшна (без всякой драматизации) и опасна для жизни. Халатность, небрежность, недосмотр, аварии… Список можно продолжить – это не случайности, не роковое невезение, а прямые результаты функциональной неграмотности. Там не дочитали инструкцию, здесь недопоняли, не додумали, не домыслили… Стоит ли удивляться, что так живем? Это закономерно. Становится хуже? Но ведь и концентрация недоучек растет, а они, как правило, до агрессивности активны, не терпят другого мнения и за каждую рожденную в муках мысль готовы стоять насмерть.

Страшно и то, что пока эта проблема не воспринимается как социально значимая, требующая внимания государства и правительства.

Говорят, что военные спохватились первыми. У них среди призывников последних лет треть состава имеет начальное и неполное среднее образование. Третья часть функционально неграмотных, которые ничего, кроме строевого шага, хорошо освоить не могут. Не повоюешь.

Конечно, со студентами легче, но намного ли? Ни для кого не секрет, что функциональная неграмотность – удел не только тех, кто не может или не хочет учиться, но и тех, кто успешно заканчивает и школу, и вуз.

Показателями их функциональной неграмотности являются многочисленные читательские запросы типа: философский трактат “Люди на вербах” (читайте: Людвиг Фейербах, “Философский трактат”), “Ошибки рыб” (М.Лермонтов, “Ашик Кериб”), давно вошедшие в библиотечный фольклор. Но как-то не решаемся до сих пор сказать об этом. Миф лелеем о всеобщей грамотности?

Общество еще может верить мифу о всеобщей грамотности, но мы, библиотечное сообщество и система образования, должны осознать, что трудности обучения письму и чтению в начальной школе – питательная среда функциональной неграмотности на ближайшее десятилетие, и попытаться сделать все, что в наших силах, чтобы изменить ситуацию. Как я считаю, необходимо прежде всего внедрить в сознание общественности понимание роли устной речи и чтения и того, что чтение и письмо останутся и в мире разносторонних средств массовой информации основополагающими инструментами культуры. Затем разработать дифференцированную библиотечную программу борьбы с неграмотностью, которая должна включать в себя профессионально составленную программу обучения чтению для детей и программу ликвидации функциональной неграмотности, охватывающую родителей, а также руководителей детского и юношеского чтения.

Необходимо добиваться, чтобы политические и социально-экономические условия для широкого, последовательного поощрения чтения постоянно улучшались, а отнюдь не ухудшались.

  •  

Почему среди школьников так мало книгочеев? Нет ли в этом нашей вины? Не мы ли отваживаем наших детей от чтения, когда пытаемся вырастить их читателями?

Впервые я задумалась об этом двадцать лет назад, когда обретала собственный опыт работы с книгой и читателем.

Кажется, сомнения оказались плодотворными. И наши знания внутренних механизмов чтения были положены в основу долговременной программы “Библиотека, книга, личность юного читателя”. Она предусматривала развитие читательских навыков и их диагностику, а также влияние содержания чтения на личность.

К чему стремиться, приобщая ребенка к чтению художественной литературы? Чтобы ребенок понимал произведение искусства? Или переживал их?

Так и напрашивается ответ: “Чтобы понимал и переживал одновременно”. Правильно, нужно и то и другое. Но стремиться сберечь и защитить мы должны непосредственно читательские переживания. Из пары переживания – понимания первые более нуждаются в нашей защите. Потому что понимание произведения (особенно наше взрослое понимание, переданное детям) может довольно быстро обесценить и вытеснить детские переживания. И тогда ребенок перестает любить чтение. Вероятно, он и без этого чувства может стать средней руки литературным критиком или учителем. Но читателем быть перестанет и лишится радости общения с книгой.

Собственное понимание (оценка, мнение) произведения должно возникать у читателей (любого возраста) после того, как произведение прочувствовано. Понимание произведения искусства – это результат осознания своих читательских переживаний и их связи с “устройством произведения”. Конечно, раскрывая опыт эмоционального чтения, все же предпочтительнее говорить о школе гармоничного чтения, о диалектике единства, противоречий в гармонизации читателя (В.Бородина). Ведь наш читатель – многолик, многогранен, многокачествен. И ситуации его читательского бытия самые разные. В зависимости от этого в нашей библиотеке формируются различные программы читательского развития личности: “Развивающееся и развивающее чтение”, “Техника и культура чтения”, в которых психофизиологические механизмы и социально-психологическая сфера личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Проект “Летнее чтение – с увлечением”, осуществляемый при поддержке Института “Открытое общество”, охватывает примерно 300 детей и рассчитан минимум на три каникулярных месяца. Стремимся продлить его и дальше, потому что дети будут нуждаться в нашей помощи. Проект обращен также к педагогам и родителям. Мы проводим с ними семинары, помогаем советами, как, не впадая в поучительный педагогический тон, возбудить у ребят интерес к чтению книг и газет.

Хочется основательно привлечь учителей к поощрению чтения, поэтому сейчас мы ведем переговоры с департаментом науки и образования нашей области о том, чтобы это направление стало прочной составной частью системы подготовки и совершенствования квалификации педагогов.

  •  

В последние годы читательское развитие, по крайней мере в городах, происходит в условиях новых технологий, которые позволяют функцию обслуживания читателей превратить в функцию предоставления доступа к базам данных (БД), создания условий для вхождения в международные информационные сети, в том числе в Интернет.

Между тем ясно, что использование возможностей, которые предоставляют новые информационные системы, не приходит само собой, а предполагает высокую степень мыслительных способностей, в частности способности оценки и гибкости, другими словами, организованного сознания. Мы знаем также, что важнейшими шагами на пути приобретения этих качеств является развитие речевых возможностей и способности к чтению, то есть традиционные элементы культуры.

Проект “Построение моста в будущее”, предусматривающий создание в библиотеке юношеского компьютерного центра, мы видим связующим звеном между технократическим миром и общемировыми духовными и культурными ценностями, к которым ребенок должен быть приобщен в возможно более раннем возрасте.

Разделяя тревожное мнение многих авторов по поводу того, что мощное наступление видео- и компьютерной техники создает угрозу читательскому развитию, все-таки думаю, что успех во многом зависит от разумного подхода к организации чтения, инновационных методик и технологий обучения чтению. Тем более в России, где литература – одна из форм национальной жизни. Проект “Построение моста в будущее” основан на единстве социально-педагогических задач и свободного обеспечения доступа ребенка к источникам информации. Он включает возможности кино и новых средств информации.

Использование новых технологий в нашей библиотеке – это для юных читателей яркий пример применения компьютеров в жизни вообще, а также хороший способ получения информации, образец эффективного ее хранения и распределения.

Ребята наглядно видят, что электронный каталог компактнее карточного и поиск в нем вести быстрее и удобнее.

Мы проводим лекции и беседы о возможностях компьютера в библиотеке, интегрированные уроки, практикумы по обучению навыкам поиска и отбора нужной информации, электронные и библиографические игры, диалоги в Интернет-клубе “Глобус”, CD-Rom-экскурсии и слайдспектакли.

Ребята сами участвуют в создании элементов информационной культуры: разрабатывают библиографические игры “Вопросы Митрофанушки Недорослям”, “Ваше благородие, госпожа Учеба”, электронные игровые тесты на знание литературы и истории. Вместе со специалистами занимаются изданием библиографических указателей литературы и рекламной продукции.

Коллекция CD-Rom в библиотеке, включающая мировые энциклопедии, справочники по истории, литературе и искусству, расширяет информационное пространство молодежи.

Все это формирует понимание мира как единого информационного пространства – главный аспект современной информационной культуры.

Мы намерены использовать и новые технические возможности: сейчас готовим свой путь в Интернет, через который в будущем будем распространять часть наших рекомендаций по чтению.

Нина ЦЫГАНОВА,
директор ОЮБ, Липецк

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru