Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/1999

Архив
Алексей КОРОТКОВ

Спокойного утра!

Оказывается, для подростков правильный режим сна – режим “совы”, а вовсе не “жаворонка”!

Большинству учителей знакома эта прискорбная картина: полкласса как минимум клюет носом. Но срабатывает привычный стереотип: надо просто раньше ложиться и раньше вставать. Стало быть, носом клюют от расхлябанности. От несобранности. От отсутствия самодисциплины.

Ну не выспался – так встряхнись, заставь себя работать. Неужели так трудно взять себя в руки? А вот это мы сейчас и посмотрим: легко это, трудно или, может, совсем невозможно.

Что говорит наука?

Наука психофизиология утверждает: потребность в сне столь же жизненно важна, как и потребность в пище, воде, тепле.

Данные о том, что происходит с человеком при полном лишении сна, набраны в основном в экстремальных условиях. И данные эти ужасают. Уже на вторые сутки у человека начинаются галлюцинации, на третьи – происходят необратимые изменения мозга, то есть человек сходит с ума.

Не менее грозные последствия имеет и хроническое недосыпание (сон урывками, по 3–4 часа в сутки). Во время Отечественной войны было установлено: подразделение, которое не выводят с передовой в течение пяти суток, становится полностью небоеспособным. Солдаты просто ложатся и засыпают на месте. Бывали случаи, когда немцы закалывали спящих штыками – и даже тогда они не просыпались. То есть потребность в сне даже мощнее, чем инстинкт самосохранения.

Порочный круг

А теперь попробуем понять, к чему именно приводит недосыпание у детей и подростков.

Американский врач и психолог Рональд Дал, много лет наблюдавший недосыпающих детей, отмечает у них следующие изменения:

1. Сонливость, пресловутое клевание носом.

2. Повышенная утомляемость.

3. Изменения в эмоциональной сфере. Чаще всего они проявляются в неустойчивости настроения. Очень распространенный симптом: ребенок может ни с того ни с сего по самому незначительному поводу удариться в слезы. Иногда становится агрессивным, нетерпимым к критике. Бывает и прямо противоположная реакция: апатия, потеря интереса к жизни. Тут все индивидуально.

4. Нарушение внимания и координации психических функций. Хронически недосыпающий ребенок, как правило, не может сосредоточить внимание на двух вещах одновременно.

Хуже всего, что все эти симптомы подстегивают друг друга, образуя порочные круги. Джей, один из пациентов доктора Дала, страдал сравнительно безобидным расстройством сна – он просто не мог заставить себя заснуть раньше двух ночи. А в 6 надо был просыпаться, чтобы в 6.30 попасть на школьный автобус (занятия начинались соответственно в 7.15). В классе он сидел регулярно невыспавшимся. Поэтому он решил заставить себя засыпать раньше. Решить-то решил, но не смог – это был просто не его биологический ритм. И со временем мучительное лежание в постели без сна, многочасовые бесплодные попытки заставить себя уснуть спровоцировали у него настоящую бессонницу, боязнь сна.

* * *

Когда Бог создавал время, Он создал его достаточно.
Ирландская народная мудрость

А, собственно, почему дети недосыпают? Да потому же, почему и взрослые. Потому что жизнь по часам объективно противоестественна. Человеческая психика эволюционно формировалась под естественный график. Часы изобрели потом.

Психологи выделяют три главных фактора, влияющих на время сна:

1. Усталость. Если человек долго не спал, его тянет ко сну.

2. Так называемые биологические часы. Человек привыкает засыпать в определенное время и, хочет он того или нет, начинает клевать носом.

3. Социальные факторы. Самый мощный и неприятный из них – это необходимость в определенное время вставать и идти на работу (ребенку соответственно – в школу). Таким образом, стартовая точка суточного графика, как правило, задается жестко. А вот время отхода ко сну человек регулирует сам. И всякий нормальный человек старается оттянуть его как можно дольше. Нам всегда не хватает дня. Это нормально: ведь в первую, рабочую половину дня человек себе не принадлежит, живет по навязанному графику. Радости тут мало. А вечером мы сами себе хозяева, и это приятное состояние хотим растянуть. Тем самым мы сдвигаем свои биологические часы. Этому противодействует фактор усталости, но противодействует не всегда успешно. Скажем, у крестьянина обычно сон хорошо налажен. Потому что крестьянин устает физически и к вечеру валится спать, как говорят, без задних ног. А у горожанина главные нагрузки – психологические. Ему хочется сбросить стресс, а для этого есть способы куда более приятные, чем сон: посидеть перед телевизором, поваляться на диване с книжкой. В городе Миннеаполисе (США, штат Миннесота) поставили такой эксперимент: в старших классах сдвинули начало занятий на более позднее время – от 40 минут до часа. Около половины школьников, вместо того чтобы как следует отоспаться, сдвинули на соответствующее время свой распорядок дня. То есть стали ложиться позже – раз можно. Стало быть, разболтанность, расхлябанность и безволие? Но как тогда быть с фактами нашей убийственной неспособности управлять сном? Как быть с тем, что сон иногда сильнее нас?

Кто рано встает...

Психолог Мери Карскадон решила выяснить: а какова же объективная потребность подростка в сне? Вообще данных на эту тему на удивление мало. Врачи и педагоги оперируют в основном догадками. Считается, что у ребенка потребность в сне очень велика (вспомним хотя бы вечное это мучение – детсадовский “мертвый час”). У взрослого же она выражена слабее; взрослый человек, если надо, может просидеть ночь над срочной работой. Значит, у подростка – так считается – должно быть нечто среднее. Оказалось, ничего подобного. В экспериментах Карскадон сонливость испытуемых детей и подростков измерялась несколько раз в течение суток биохимическими тестами. Получилось вот что. Во-первых, потребность в сне у подростка выражена сильнее, чем и у ребенка младшего возраста, и у взрослого. А во-вторых, по мере взросления пики сонливости сдвигаются к вечеру. Получается, что кроме тех биологических часов, которые мы сами себе ставим (по соображениям житейского характера), есть еще оптимальный ритм сна и бодрствования, навязанный самой биохимией организма. И ритм этот тяготеет к режиму не “жаворонка”, а “совы”.

Споры вокруг звонка

Но оставим пока физиологию и вернемся к тому самому миннеаполисскому эксперименту. Что же у них все-таки вышло? Опросили всех, кого так или иначе затрагивает школьный график: учеников, учителей, родителей, даже шоферов школьных автобусов. И получилось, что все как бы довольны, но как бы и нет. Причем на вопросы конструктивного характера люди отвечают четко и последовательно. Так, 44% учителей считают, что занятия надо начинать в 8 (по американским меркам – страшная позднота). Из остальных вариантов (от 7 до 9 утра) ни один не получил больше 13% голосов. То есть учителя, люди разумные, очевидно, понимают, как бы им хотелось работать. Но те же учителя даже на самые общие оценочные вопросы (изменение графика – это вообще к лучшему или к худшему?) отвечают противоречиво: мнения “за” и “против” делятся поровну. В чем тут дело? Очевидно, в том, что сутки не резиновые. Всем ведь хочется растянуть свободное вечернее время. И учителям, и ученикам – всем. Но простым смещением рабочего графика эта проблема не решается. Да, ты можешь лечь спать на час позже, но ведь и рабочий (учебный) день у тебя кончается позже на тот же самый час. А решить, какой час тебе дороже, не так-то просто. Да и в этом ли дело?

* * *

С обыденной точки зрения сон – это время, которое природа отбирает у нас впустую. Спящий – так нам кажется – ничего не делает. Но это только кажется. Именно во сне мозг решает задачи, с которыми не может справиться наяву. Многие ученые и изобретатели отмечали, что самые интересные идеи приходят к ним во сне. Видеть сны – это работа. Наши физиологи Ротенберг и Аршавский поставили такой эксперимент: у крыс искусственно прерывали так называемый “быстрый сон” – фазу сна, сопровождаемую сновидениями. То есть животные спали, но снов не видели. И очень быстро становились глупыми, беспомощными, истеричными. С человеком, который вынужденно пренебрегает работой сна, происходит, увы, то же самое. Вот под этим углом я и предлагаю смотреть на проблему школьного графика.

Недосыпать очень вредно. Вставать рано тоже вряд ли полезно. Поэтому график должен быть по возможности щадящим, поздним. Для детей с бессонницей это будет спасением. Всем остальным по крайней мере не повредит. И спорить тут не о чем. Житейская сторона вопроса, к сожалению, много сложнее. Жизнь современного горожанина требует постоянного согласования своих действий с чужими. Отсюда противоестественная необходимость жить по часам. Наши личные графики подвязаны друг к другу – вот в чем беда. Большинство родителей печенкой чувствуют: начинать занятия в школе в 8.30 – только мучить детей. Но те же родители заинтересованы, отведя ребенка в школу, не опоздать на работу. А после работы успеть на какого-нибудь “Жестокого ангела”. Горожанин живет как белка в колесе. И семилетнего горожанина это касается даже больше, чем взрослого (он еще не привык). Единственный способ помочь ему, как мне кажется, – позволить время от времени выбиваться из режима. Может быть, скользящий график? Не выспался сегодня – выспишься завтра. Но штука-то в том, что школа с ее традиционной ориентацией на порядок и дисциплину считает режим не злом, а благом. Белка должна исправно, без сбоев крутиться в своем колесе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru