Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/1999

Архив
Елена Литвяк

Три правила,

которые нужно знать, отправляясь в бесконечное образовательное путешествие

В середине августа всегда настигает знакомая детская тоска: все, лето закончилось.Окончание каникул – самая большая потеря. А если они вообще не кончаются? Или не начинаются? В бесконечном образовательном путешествии не бывает уроков, перемен и каникул. Оно начинается от порога дома и не заканчивается никогда. Обучение ежедневное, чуть ли не 24 часа в сутки, потому что все достойно внимания. И значит, не только учебники, но и люди, обстоятельства, вещи учат ребенка. Даже летом.

Кто-то из взрослых повесил в коридоре объявление об экскурсии в Углич.

– Это была не обычная экскурсия. – Тут Евгения Михайловна даже слегка поморщилась. – Это самое настоящее путешествие!

Нет, не зря Евгения Михайловна Соколова историю преподает. Императорский дух витал над этой затеей с самого начала. Не просто проехаться на кораблике в компании друзей, а увидеть свою страну, как это делали юные наследники престола, чтобы знать, над кем царствовать, – кто же не согласится?

Идея сразу стала обрастать увлекательными подробностями. Ученики 734-й московской школы приглашались к участию в самой настоящей экспедиции по Волге (маршрут Москва – Углич – Мышкин – Москва), вроде тех, которые организуют университеты: все выполняют конкретную работу и по ходу дела ведут дневники. Постепенно идея путешествия-экспедиции в конкретное место превратилась в идею бесконечного образовательного путешествия, которое начинается от порога дома и не заканчивается никогда. Это должно быть живое, эмоциональное образование, где удивление и возможность им поделиться – главные стимулы. Обучение ежедневное, чуть ли не 24 часа в сутки, потому что все достойно внимания. И значит, не только книги, но и люди, обстоятельства и вещи учат ребенка.

Первым объектом детского любопытства, конечно, оказался теплоход “Иван Кулибин” нижегородского пароходства и его замечательная команда. Какой мальчишка откажется облазить все трюмы и палубы, да еще и спуститься в машинное отделение вместе с помощником капитана! Первые страницы детских путевых дневников заполнены рисунками теплохода, а самые старательные тщательно выписывают технические характеристики: длина, ширина, осадка...

Строгий распорядок дня матросов не позволяет без дела болтаться по палубе. И вот уже возникают неписаные правила, на которых держится жизнь экспедиции без всяких специальных педагогических разговоров. “Каждую минуту можно что-то узнать”, – гласило первое правило. И ребята бежали в рулевую рубку послушать, как величественный Сергей Арсентьевич рассказывает про устройство корабля. А потом на берегу сами договаривались об экскурсиях, проникали на недоступный сырный завод, чтобы видеть производство сыра своими глазами.

Правило номер два: “Не держи свои знания при себе”. Каждый вечер намотавшиеся за день путешественники заполняли дневники. Кто-то ограничивался общими замечаниями, кто-то пространно описывал архитектурные особенности поразившего храма, а кто-то просто захлебывался в собственных восторженных ощущениях. Количество рисунков и текстов с каждым днем возрастало. Удивительное дело – перед путешествием почти никто не хотел читать что-нибудь про Углич, а теперь вся команда теребила Евгению Михайловну, требуя сведений по истории. Тут-то и пригодились путеводители, предусмотрительно захваченные из Москвы.

Живая школа рождалась на глазах: вдруг стало понятно, зачем вообще книжки читать, зачем ориентироваться по карте. Да хотя бы затем, чтобы не заблудиться в городе, когда ведешь свою группу. Некоторые сразу отправились в Кремль, а некоторые – в самый настоящий архив (спасибо Ольге Александровне Городецкой: ребята не просто удивлялись, глазея по сторонам, а по-настоящему окунулись в древности).

А в Мышкине и вовсе никаких планов города не существует. Значит, надо составить план самим. Вот это была работа – гулять по улицам и переносить их на бумагу!

Так незаметно родился еще один закон путешествия: “Используй не только голову!” За неделю каждый мог попробовать свои силы в деятельности, имеющей реальный результат. Двое мальчишек, победивших в школьном конкурсе кулинаров, и здесь взялись кормить всю ораву. Несколько человек придумывали смешные вечера – вечер Мыши, вечер Часов, и дневные впечатления от посещения знаменитого Мышкинского музея выливались в розыгрыши и сюрпризы. Некоторые пробовали даже козу доить. А в один день все занялись выпуском газеты. В Угличе был удивительный детский праздник – день памяти царевича Дмитрия. Узнав о нем накануне вечером, ребята загорелись: как причудливо переплетаются старина и повседневность! Давайте будем брать интервью у разных людей на празднике! И вот уже семиклассница беседует с местным батюшкой и пробует описать праздничную службу, группа девчонок побежала смотреть концерт детских клубов – и подружились с ребятами из детского дома, затеяли переписку. А мальчишки покупали мороженое и познакомились с интереснейшим человеком – хотел стать врачом, а теперь мороженым торгует и ничуть не жалеет: мороженое-то вкусное!

Скоро все стены столовой были увешаны разноцветными листочками из детских дневников, результат был виден всем, и азарт возрастал.

Ребята так разошлись, что за день до возвращения домой рвались посмотреть город еще и еще – ведь не слазили на колокольню и не были в Музее колокольчиков!

Всякий раз каждый открывал что-то свое. Но этого было мало. Они не хотели собирать информацию просто так. Вот если бы она пригодилась кому-нибудь прямо сейчас, когда ты ею весь переполнен! Переполнен – значит, тебе есть что сказать. Пожалуйста, пиши проспект-путеводитель “Моя “Волга-Волга” – для тех, кто поедет в экспедицию следом за тобой. Это будет очень ценная для ребенка книжка, потому что в ней личные ощущения. Но как сделать их интересными для других? Вот еще одна увлекательная работа. И на будущий год ребята поедут уже по знакомому маршруту не как новички, а попробуют себя в роли экскурсоводов, организаторов путешествия, командиров экспедиционных отрядов. Правда, для этого придется поработать уже в Москве: обсудить, что получилось, прояснить задачи на будущее, попрактиковаться в школьных мастерских. Один мальчик уже прямо на корабле решил, какие книги ему надо прочесть к следующему разу. Теперь при упоминании о неизбежных уроках истории и географии в сентябре глаза уже не гаснут, а пальцы привычно ищут карандаш и блокнот.

Евгения Михайловна мечтает:

– Так и будем плавать по Волге, пока всю не изучим. Какие там экологические исследования можно осуществлять, а люди-то какие замечательные! Вот и получается бесконечное путешествие – от города к городу, от человека к человеку.

А я подумала: хорошо бы включать такие путешествия в учебные планы, чтобы дети вместе с учителями путешествовали недели две с образовательной целью. Тогда только образование и получается на самом деле, когда на эмоциональный всплеск сразу накладывается реальная деятельность. И все запоминается навсегда.

А еще они собираются отправиться путешествовать по Сибири. Специально выбрали поезд, чтобы ехать долго-долго и поразиться огромной своей стране. Отличная идея, ведь только под стук колес, приближающих тебя к дому, возникает чувство Родины. Сверху вниз по Волге, слева направо до Сибири – получается координатная сетка. И ребенок начинает представлять свою страну, радоваться и гордиться ею. И искать свою точку на карте.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru