Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/1999

Архив

Идея школы-клуба

Сплоченные в коллективе, привыкшие к сотрудничеству со взрослыми, ребята постоянно изобретают: как улучшить работу, как сделать ее более радостной и эффективной?
“Педагогика сотрудничества”

Школьное и внешкольное образование долгие годы существовали параллельно. В стране словно сформировалось два слоя педагогических традиций, да и педагогических профессий, не так уж и часто замечающих друг друга: учителя-преподаватели и педагоги-организаторы кружков и клубов. И лишь общественные потрясения восьмидесятых годов вызвали «короткое замыкание» этих традиций и множество вытекающих из него идей и проблем: не странно ли школе проходить мимо таких возможностей? способна ли она опереться на клубную педагогику? а что ей для этого потребуется пересмотреть в своей жизни?
Тогда же стала широко известной и позиция ряда ведущих отечественных психологов о том, что именно общение, приближающееся по типу к клубному, – ведущая деятельность в жизни подростков, на которую естественно ориентироваться и в учебе. А стихийно возникавшие в те же годы клубы учителей нечаянно показали себя как самая эффективная на тот момент форма повышения уровня образованности самих педагогов. Все это заставляло задуматься.

* * *

Статья Олега Семеновича Газмана (которую мы вновь публикуем) открыла когда-то широкое обсуждение возможностей клубного преобразования школы.
Сегодня в характере клубной работы с детьми слышатся уже не только мажорные и бодрые нотки, но и жесткие, и драматические, порой трагические. А между клубной и школьной педагогикой неустанно пульсируют силы как взаимной заинтересованности, так и взаимного непонимания, отчуждения, отталкивания.
Заметки Татьяны Бабушкиной о смысле клуба для современного детства звучат с заметным недоверием к школе. Подобное недоверие вряд ли будет окончательно преодолено. Школа все-таки слишком большая и слишком расчерченная изнутри структура, чтобы когда-нибудь стать достаточно чутким к детям инструментом. Но во многих российских школах идеи и идеалы клубности в разной мере и очень разным образом уже воплотились за последние годы.
В одних случаях речь идет о сочетании обычной школы и клубной школы второй половины дня. При этом характер «послеобеденных» школьных отношений сперва едва заметно, но со временем все сильнее и сильнее начинает влиять и на логику учебных занятий.
Другой путь направлен к созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.
Третий связан с преобразованием самих учебных занятий в те формы, что выработаны традициями кружков и клубов.
Четвертый – с различными моделями учебно-воспитательных комплексов.
Еще один вариант – налаживание ненавязчивого сотрудничества между клубами, стихийно возникающими вокруг ярких учителей, обсуждается в одной из предлагаемых сегодня вашему вниманию статей.

***

В увлечении «клубностью» для школы есть и свои опасности.
Мода на клубную активность порой одаривает симпатиями руководства и делает образцом для подражания тех чутких к новым веяниям педагогов, кто начинает фонтанировать различными идеями, затеями и придумками. Но броскостью своих мероприятий порой они прикрывают нежелание решать учебные проблемы детей, а то и вовсе эти проблемы игнорируют. Скромные же учителя-труженики, всерьез заботящиеся о детях (и по-настоящему любимые детьми), оттираются при этом на второй план, за спины профессиональных энтузиастов.
Противоречие между клубной и академической традициями в педагогике вряд ли когда-нибудь будет снято. Но не факт, что для школы одна из них важнее другой.

Академия и клуб

Многие ведущие психологи придерживаются мнения, что именно общение, приближающееся к клубному, – ведущая деятельность в жизни подростков, на которую и надо ориентироваться в их учебе.

Отличительная черта и показатель демократического воспитания заключаются в ответе на вопросы: стоит ли в центре воспитательной работы личность ребенка, подростка, развитие его индивидуальности или все заслоняют планы, программы, мероприятия, отчеты? Ведет ли воспитатель к самоопределению, формирует ли жизненную позицию или только знания, умения и навыки?
Другое отличие современного подхода к воспитанию заключается в том, что оно не может быть принудительным, детей нельзя обязать воспитываться – на уроке ли, на классном часе или в ходе специальных мероприятий. Процесс воспитания принципиально добровольный.
И третья особенность вытекает из определения воспитания как процесса организации совместной деятельности детей и взрослых в целях развития и тех и других. Она состоит в том, что это должен быть взаимно открытый процесс, где все участники гласно определяют свои позиции, вырабатывают цели роста и, что следует особо подчеркнуть, открыто обмениваются методами своей деятельности, направленной друг на друга. Без этого механизм воспитания как взаимодействия по поводу самоопределения не срабатывает. Без отношения к позиции друг друга, без взаимной критики нет стимула к самосовершенствованию.
Опыт советской школы и демократической системы воспитания за рубежом выдвигает в качестве весьма перспективного направления клубную форму жизнедеятельности ребят.
Мы останавливаемся на понятии “клуб”.
Школьный (или межшкольный) клуб — это добровольное объединение детей, учителей, родителей и других лиц, выразивших желание состоять его членами и принятых в него общим собранием на основе закрытого голосования. В клуб могут входить жители микрорайона, люди всех возрастов, которые интересны друг другу.
Школьный клуб служит преодолению разрыва между детским и взрослым обществом, для взаимопомощи в развитии, в преобразовании себя и окружающего мира на основе подлинного самоуправления.
Устав клуба обсуждается и разрабатывается демократическим путем, в нем определяются равные требования к взрослым и юным членам, свои законы отношений, источники для материальной и финансовой базы. При этом главный пафос всех решений, особенно на первом этапе, — их способность удовлетворить детские интересы, дать форму проявления активности ребят. Все объединения, входящие в клуб, все его члены берут на себя обязательство выполнять законы клуба. Скажем, закон человека, закон красоты.
Основные направления деятельности клуба: помощь школьникам в самоопределении; удовлетворение общественных, спортивных, художественных, технических интересов в кружках, секциях, самодеятельных группах; создание кооперативных трудовых объединений, действующих в интересах каждого и клуба в целом; забота о школе и ее социальном окружении; участие в гражданских акциях, связанных с традициями школы, района, города, страны, с событиями в мире.
В клубе наряду с индивидуальным членством возможно и групповое, коллективное. Так, или сами подростки, или взрослые, или вместе могут образовать кооператив, политический клуб, агиттеатр, оркестр, редколлегию литературного журнала и, по решению общего собрания, стать коллективными членами школьного клуба. В таком случае они должны получать от него помощь. Таким же правом обладает любой школьный класс, если входит в клуб как коллективный член.
Отношения школы и клуба строятся на взаимном интересе и помощи. Между ними нет отношений субординации (кто главнее), а существуют отношения координации. Школа по договору сдает клубу помещения для работы во внеурочное время; клуб сохраняет в них чистоту и заботится об эстетике, берет на себя подготовку школьных праздников, организацию встреч, субботников, оказывает помощь директору школы, классным руководителям в решении возникающих проблем образования и воспитания членов клуба.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что наиболее важное преимущество школьного клуба в том, что здесь открывается широкое поле для содружества людей разных возрастов, разных интересов, разного общественного положения, это благоприятная почва для освоения социального опыта и культуры! Тем самым и идеи сотрудничества, и методики коллективного творческого воспитания обретают новую силу.
Если учитывать возрастные особенности детей, то можно предположить, что членами школьного клуба становятся ребята, закончившие начальную школу. Младшие школьники живут по своей традиционно школьной логике. Однако с клубом у них есть множество форм взаимодействия на игровой, художественной, общественно полезной основе.
Ребята из 4–5 классов участвуют в работе клуба на основе коллективного членства в составе всего класса, что также обусловлено их возрастными особенностями.
Подростки из 6–7 классов добровольно объединяются в клубе на разновозрастной основе. Для них выход за пределы класса — естественная потребность.
Начиная с восьмого класса, предусматривается индивидуальное членство в клубе, образование своих кружков, обществ в нем.
А какова роль классного руководителя в новых условиях и что меняется в характере его деятельности?
Анализ состояния дел подводит нас к необходимости ограничить его функции разумным минимумом, с которым он мог бы, во-первых, справиться, во-вторых, позволял бы государственно-общественным органам предъявлять к нему лишь вполне выполнимые требования по принципиальным направлениям.
Таких направлений пять. Защита личности ребенка, его суверенитета в школьной жизни; забота о его физическом, психическом, нравственном здоровье; побуждение детей к самообразованию и самоопределению; формирование у школьников уважения к символам государства и демократии; включение детей в деятельность по самообслуживанию в школе и классе; ведение документации.
Классный руководитель выполняет свои обязанности в основном в форме индивидуальной работы с детьми и их родителями. В случае, если классный руководитель принят ребятами в свой клуб, ряд вопросов жизни класса может разворачиваться на коллективной клубной основе. В школах, переходящих на клубную форму воспитания, некоторые классные руководители берутся вести несколько параллельных классов. Другие работают в клубе, третьи, которые не любят и не умеют общаться с детьми вне уроков, занимаются только тем, что хорошо учат детей. Так больше пользы для обеих сторон.

* * *

От педагогического коллектива школы (или двух школ, если клуб межшкольный) для работы в клубе выдвигается педагог-консультант. Он избирается (утверждается) на общем собрании членов клуба. Педагог-консультант получает зарплату организатора воспитательной работы.
Без общего имущества, без материальной основы нет коллектива. Поэтому второй фигурой, ответственной за деятельность клуба от взрослого общества, является заведующий хозяйством. Это может быть недавний выпускник школы или человек пенсионного возраста, заинтересованный в развитии клуба и способный защищать материальные интересы клуба и его членов. Его зарплату обеспечивают из своих фондов общественные советы: районные, школьные, клубные.
В своей деятельности клуб отчитывается только перед общим собранием.
Столь пристальное внимание идее клуба не случайно. Она может увлечь и старшеклассников, и подростков. Ведь клуб — это и форма демократизации школьной жизни, и увлекательное направление общественной активности, и форма включения в производительный кооперативный труд. И здесь коммунарская методика коллективного творческого воспитания — незаменимое средство.
Школьный клуб мыслится как «гимнастический зал» народовластия и самоуправления.

Пространство спасения

Наиболее важное преимущество школы-клуба в том, что здесь открывается широкое поле для сотрудничества людей разных возрастов и интересов.

Теперь о клубах (как я это понимаю). Клуб для современного человека, и ребенка в том числе, – это идеальная модель, архетип семьи. Редкий ребенок или взрослый может сказать, что он живет или жил в полной семье, вместе с родителями, дедушкой и бабушкой. У многих и отцов-то нет.
Клуб заменяет человеку ХХ века то, чего он был лишен с детства, – полноценную семью. Школа, за редким исключением, этого сделать не может; она по-прежнему живет безумной идеей, что можно научить чему-нибудь хорошему детей, отобранных по принципу возраста. Но истинное знание передается только по вертикали.
Клуб – самоорганизующееся живое существо, которое невозможно загнать в клетку каких-то инструкций или норм – оно там неминуемо погибнет.
Клуб – это лучшая педагогическая система в мире, она живет и развивается по своим самым главным законам в мире – по законам жизни.

* * *

Человек, с самого своего рождения попадая в психическое пространство человеческих отношений, стремится не быть вытесненным из него раньше логического конца, не почувствовать себя умершим раньше смерти. Чуть повзрослев, дети понимают, что они — лишние люди, выброшенные во внешний мрак. Но гнет общественного безразличия очень условен по сравнению с тем, насколько они важны как таковые. Для их спасения необходимо создание нового пространства, каким и является Клуб.
Не очень люблю в клубах узкую специализацию. Смена деятельности необходима, иначе получается не клуб, а курсы обучения чему-нибудь. Обучены – прощай. Ведь в каждом деле можно найти параллели из других отраслей. Например: кройка и шитье – история костюма – технология прядения, ткачества – фольклор и этнография – карнавалы, спектакли – музыка – движение. Невероятно важно, чтобы к детям относились как к людям, а не как к материалу для обучения и воспитания.

* * *

Клуб для меня важен такой, где находится место родителям, по крайней мере тем, кому это надо. Это лучшая возможность увидеть совершенно иным своего ребенка, пожалуй, можно сказать так: увидеть причины зауважать своего ребенка (особенно влияет отношение педагога). А детям, особенно младшим (6–8 лет), бывает приятно, что они занимаются таким делом, которое интересно их мамам-папам. Трудно ограничить степень участия родителей. В идеале – обеспечить их на занятии собственными заданиями, так как свободные и активные родители часто не довольствуются ролью простого наблюдателя, встревают, мешая педагогу. Но стоит их занять, пояснив важность, – всем хорошо.

Школа в кругах увлечений

Клуб для современного ребенка – модель семьи. Редкий из них может сказать, что живет вместе с родителями, дедушкой и бабушкой. У многих и отцов-то нет. Школа, за редким исключением, не может подарить этого чувства семейственности, связанности всех со всеми. А клуб развивается по своим самым главным законам в мире – законам жизни.

Пытаясь внести четкость в описание существующих системных объектов, кибернетики разработали множество утонченных математических методов и достигли значительных успехов. Но хаос, случайность, неустойчивость, старательно изгонявшиеся из научных теорий, так и не пожелали уступать, пока не были признаны необходимыми факторами развития и самоорганизации в сложных системах разного рода. Так ученые согласились с тем, что для сложных систем — будь то сам человек, предприятие или экономика в целом — управление по принципу саморегулирующихся и саморазвивающихся организмов — единственный шанс выжить.
Современные теории гуманитарных систем исходят из того, что уникальность мировоззрения человека формируется в диалоге внутренней его сути и внешней среды.
Подобные взгляды на суть воспитания близки многим. А педагогическая логика организации школы в связи с этим может быть разная. При хорошем стечении обстоятельств речь может идти о целостной педагогической системе, обеспеченной материальными, техническими, кадровыми ресурсами. Увы, этим располагают немногие.
Но возможна и гораздо более простая модель — система воспитательных проектов. Ведь они возникают рядом с каждым учителем, осуществляющим свою работу как вечную духовную миссию учительства, рядом с каждым, для кого не актуален популярный ныне вопрос: “Должна ли школа заниматься воспитанием?”

* * *

Каждый из нас назовет достаточно примеров того, как вокруг учителей-энтузиастов спонтанно формируются очаги по-настоящему эффективного воспитания. Такие учителя найдутся едва ли не в каждой школе. Их педагогическая деятельность неоценима.
Но ее еще нельзя назвать воспитательным процессом школы. Впрочем, есть ли у общешкольного воспитательного процесса преимущества перед отдельными воспитательными очагами? Все-таки есть.
Во-первых, лишь осознанный опыт передается. А для осмысления необходимо не только чувствовать его изнутри, но нужна какая-то всесторонняя оценка, сравнение с другими вариантами, другими опытами.
Во-вторых, подобные воспитательные очаги самодостаточны, в определенной мере замкнуты. Зато при координации их деятельности в школе появляются условия для демонстрации школьниками возможностей содержательного развивающего общения и хотя бы эпизодического привлечения к нему более широкого школьного общества.
В-третьих, подобная координация может быть полезна не только для школы, но и для самих локальных “воспитательных сред”. Воспитательные очаги способствуют самореализации личности – выстраивание же внешних элементов их организации включает их творческую линию в общественные измерения, социализирует ее, дает подросткам опыт находить согласие между поисками самоусовершенствования и ценностями общества, в котором они живут.

* * *

Каким же образом можно формировать воспитательный процесс школы на основе деятельности спонтанных воспитательных очагов? Решение такой задачи довольно просто организационно и очень сложно психологически. Его можно сравнить с художественной обработкой драгоценных камней. Настоящая художественная обработка предполагает такое осторожное и вдумчивое прикосновение к камню, что высветляло бы его суть и не губило природной неповторимости.
Воспитательным очагам, кружкам, сообществам можно предложить форму воспитательных проектов. В таком проекте потребуется сформулировать цель деятельности, основные этапы развития на близкую, среднюю и дальнюю перспективы, определить способы, необходимые для осуществления задуманного.
Полезно создать координационный совет из представителей каждого воспитательного очага. Он может называться Советом школьных клубов или как-то иначе. Совет определяет, когда то или иное воспитательное сообщество (клуб, отряд, объединение...) проводит акцию для всех школьников или для определенной возрастной группы и какую помощь могут оказать ему в этом иные группы.
Например, туристический клуб работает согласно своим желаниям по плану или без него, осенью проводит сюиту туристических игр для учеников 5–8 классов, а весной — туристический слет 9–11 классов.
Или клуб “Народный календарь” автономно живет весь год соответственно своим интересам и предпочтениям, но к Рождеству готовит праздник для всех желающих учеников, учителей и родителей, а летом в школьном лагере организует праздник Ивана Купалы.
Такое осуществление воспитательных проектов в школе создает возможности для соединения свободы творчества и организационных начал целенаправленных действий.

* * *

Но нужно и предупредить неверную трактовку читателем нашей позиции.
Речь не идет о подталкивании к дальнейшей эксплуатации учительского энтузиазма, о призывах к самоотдаче в общественной, то есть неоплачиваемой работе. Более того, мы считаем, что вообще вредно приучать людей работать без справедливой оплаты их труда. Это формирует нереалистические жизненные позиции, а в нынешних условиях еще и приучает к определенной беспомощности.
Но есть и другая сторона явления. Тем учителям, кто относится к своей работе в школе не только как к профессиональной деятельности, но и как к духовной миссии, — для них важна не только, а порой и не столько оплата, сколько признание и поддержка. Для них потребность в неформальном общении с учениками не только учительская, но и личностная. Если им запретить ходить в походы с детьми или ставить спектакли, то они начнут собираться на квартирах и все равно заниматься тем же. Если же школа способна найти хоть какие-то средства на поддержку такой работы, то они окупятся сторицей.

* * *

Модель воспитательного процесса школы, построенная на взаимодействии воспитательных очагов через реализацию проектов, разумеется, должна быть вариативной, гибкой.
Это может быть как система проектов, реализующих некую педагогическую цель, так и их круг, возникающий спонтанно, в зависимости от внутренних потребностей самореализации отдельных учителей. Таких проектов может насчитываться от одного до нескольких десятков.
Приведем названия некоторых воспитательных проектов, клубов, творческих объединений из разных школ: Школьный театр, Клуб эйкос, Социальная служба помощи, Казацкие потомки, Песни друзей, Народный календарь, устный журнал “Искусство”, Искатели приключений, Туристская тропа, Школа выживания, Спорт-тайм, Дизайн, Архитектура души, Зеленый мир, Память сердца...
Можно продолжить перечисление далее и далее, ведь в нем отражается яркая картина человеческой жизни, направленной к самоусовершенствованию; вряд ли она уместится на каком-то одном полотне. Душевных сил всем тем, кто идет этим тернистым и таким увлекательным путем!

Олег ГАЗМАН
(«Учительская газета», 1987 год.
Печатается в сокращении),
Татьяна БАБУШКИНА ,
Вера ЗОЦ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru