Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/1999

Архив

Идея города как школы

Пактически “Продуктивное образование в Европе” является разросшейся вариацией другого проекта, который появился в 1972 году в Нью-Йорке под названием “Город как школа”. Эта школа была создана для старших школьников, неуспешных в обычной образовательной системе по разным причинам: психологическим, физиологическим, социальным отклонениям. Но не стоит думать, что это специальная школа для отсталых детей. Просто, как и многим другим принципиально новым педагогическим течениям, авторам идеи пришлось доказывать ее состоятельность с детьми, с которыми обычная школа справиться не в силах. А идея была простой: дать ученикам возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, возвращаясь в здание школы только для того, чтобы проанализировать свое продвижение и проблемы и понять, что же необходимо для успешной работы. Основное время учебы ребята стали проводить не в стенах школы, а в городе, на конкретных рабочих местах, возвращаясь в собственно школу лишь на один-два дня в неделю. Отсюда и название проекта – “Город как школа”. Сегодня этот проект стал мощной альтернативой классно-урочной системе образования. Например, в Нью-Йорке ребятам предлагают на выбор более трех тысяч разнообразных рабочих мест. Сначала в такой школе учились всего пятнадцать учеников и работали четыре учителя, а сейчас в школе 1200 ребят и 104 преподавателя. Тогда же авторами школы был создан документ “Вперед – в XXI век”. Дело в том, что, работая на конкретных местах в городе, ребята не учатся мифическому набору знаний, выбранному для них взрослыми из богатейшего опыта человечества, а постоянно используют и развивают личный опыт, переучиваются, выбирают значимую для себя информацию. А именно это и будет необходимо всем людям в XXI веке, а не набор стандартно воспроизводимой информации.

Позднее к этому течению стали присоединяться школы, работающие с детьми разных возрастов. Так как не все используют (по разным причинам) рабочие места в городе, было решено объединить все эти школы под названием “продуктивное образование”. Все эти школы объединяет общая идеология, схожие позиции учителей, способы работы и образовательные эффекты. Сегодня такие школы открыты в Испании, Португалии, Греции, Швеции, Финляндии, Польше, Чешской Республике, Голландии... Только в Берлине есть 14 таких школ. В России развитие продуктивного образования началось с Санкт-Петербурга, есть школы в Москве, в Кемерове, на Украине, в Нальчике.

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо где только можно предоставлять им свободный выбор.
“Педагогика сотрудничества”

 

Куда бежать учиться, сбежав с уроков?

Приверженцев продуктивного образования можно смело отнести к одним из самых последовательных критиков классно-урочной системы. Целью продуктивного образования считается не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учеников и их представлений о мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников – работы), в которой он может проявить свою индивидуальность. Так как эта модель обучения сначала была опробована лишь на детях старшего возраста, “выпавших” из структуры массового образования, эта глобальная задача была автоматически разбита на более мелкие: повышение уверенности в себе, предоставление возможности получить престижную и интересную профессию, получение сертификата об образовании и так далее. Возможно, эти подзадачи станут совсем другими, если те же самые идеи использовать в работе с обычными учениками: развитие индивидуальности, создание новых рабочих мест, творчество и так далее.

Никто из организаторов и основателей этого движения в педагогике не говорит о том, что они изобрели метод, позволяющий преподавателям легко вложить в детские головы существующие книжные истины. Продуктивное образование не занимается переложением знаний из голов взрослых в головы учеников. Учебники и книги не являются там материалом обучения, а их “освоение и запоминание” – его целью. Вопрос “Как же ученики освоят школьную программу?” бессмыслен для продуктивного образования, так же как для обычной школы бессмыслен вопрос “Как сделать школу свободной?”, но при этом заставить каждого отсидеть там определенное количество часов. Использование собственного опыта для других, анализ достигнутых результатов, выбор форм и места деятельности, ответственность за собственный выбор не только перед собой, но и перед другими – все это можно назвать целью обучения в продуктивном образовании. Отметки, как зафиксированной оценки учителем знаний, умений, навыков ученика, выраженной в баллах или других разноуровневых символах, в продуктивном образовании не существует. Если нет обязательной для всех программы, нет и возможности и необходимости сравнивать скорость ее постижения. Действительно, целью продуктивного обучения не является получение стандартного сертификата об образовании, не существует такого понятия, как “перевод в следующий класс”. Система оценивания скорее похожа на индивидуальную консультацию у психолога, помогающего человеку не только осознать свое продвижение к намеченной цели, но и понять, что в нем самом этому мешает и как с этим бороться. Эта оценка всегда многогранна, а не линейна (не направлена только от учителя к ученику). При этом обсуждается, что ученик сумел сделать, чему при этом научился, что нужно для наибольшего успеха в работе, какую деятельность он выбирает для дальнейшей учебы и почему. От этой оценки зависят не видимая успешность достижений (каковая выражается в сертификате об образовании), а последующие действия самого ученика.

Вместо уроков в системе продуктивного образования существуют совершенно другие виды деятельности. Один из них – включение ребенка в социум, в процессе которого он не только использует, но и развивает собственные умения. Величина пространства для реальной деятельности ребенка растет вместе с ним. Младшие школьники делают нечто весомое друг для друга, для родственников, других учеников школы. Средние школьники ищут поле деятельности внутри школы и уже начинают постепенно выходить в социум, а старшие школьники работают в городе на конкретных рабочих местах. Ситуации постоянного свободного выбора для младших и средних школьников (занятия внутри школы в студийном режиме – проект “Парк-студий”) позволяет ученикам ощущать результаты своей деятельности даже внутри занятий школьными учебными предметами, что позволяет сделать продуктивными все занятия в школе, а не только дополнительные, существующие в виде так называемых проектов.

В процессе подобной деятельности возникает необходимость обсуждения ее результатов и проблем с учителем, что одновременно является и ее оценкой, и формой педагогической поддержки, поскольку такая оценка помогает ученику осознать достигнутые результаты и проблемы, принять решение о дальнейших действиях.

При подобном способе получения образования для ребенка также важно обсуждать свои проблемы с другими учащимися школы, помогать друг другу в решении общих важных вопросов. Практически все учебные группы в проекте “Продуктивное образование” разновозрастные, что помогает каждому ученику не только найти помощь в нужный момент, но и быть нужным для кого-то более слабого, то есть использовать свой потенциал.

Результатом таких совместных усилий становится выход ребят на новую, более осознанную деятельность как в социуме, так и внутри школы. Старшие школьники, возвращаясь с рабочих мест, часто изъявляют желание пройти тот или иной школьный курс, так как понимают его необходимость для дальнейшей специализации. Средние школьники часто создают микрогруппы и простраивают совместно образовательные траектории, обогащая при этом друг друга и неизменно поддерживая.

Очень важно, что в системе, где нет отметок, нет единой программы и задачи “передать” знания подрастающему поколению, нет еще одного атрибута класс-школы – урока, специального действия, направленного на передачу информации от учителя к ученикам, которое ученики обязаны посещать, в результате которого ученикам выставляются отметки. Все детские группы не являются закрытыми классами. На работе это коллектив, сформированный на добровольных началах, выполняющий некоторое общее дело и заинтересованный в добросовестной работе каждого. В школе – открытые студии (или другие структурные единицы), в которые ученик может прийти по своему собственному выбору и сам несет ответственность за принятое решение, причем в первую очередь перед остальными ребятами, а не перед учителем. Учитель в школе не ведет ребенка к прохождению некоторой общей программы, а выполняет роль помощника с большим опытом. Продуктивное образование – одна из моделей, позволяющих использовать образование, существовавшее веками до появления классно-урочной школы Коменского, на современном этапе развития общества. Это именно система образования, а не дополнение к нему и не профориентация. Это способ учебы, приводящий к высоким результатам. При этом места и способы работы меняются с определенной периодичностью, что позволяет учащимся расширять спектр собственных умений и знаний о мире. Работая, например, в социальной сфере, ребята учатся излагать свои мысли письменно и устно, мотивировать собственное мнение, уважать чужое. Очень важно отметить, что описываемая система не является одним из способов профессиональной ориентации учащихся, хотя в процессе такого обучения ребята часто и находят интересные для себя профессии.

Идея была простой: дать ребятам возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, возвращаясь в здание школы только для того, чтобы проанализировать свое продвижение и проблемы.

 

Когда главное – не быть главным

Учитель в продуктивном образовании встает на непривычную для классно-урочной системы позицию. Как минимум двое взрослых работают с каждым учеником: практик (мастер, работающий в городе на рабочем месте и ведущий ученика там) и школьный учитель (они его называют “образовыватель”, мы скорее всего назвали бы “тьютор”), помогающий студенту выбрать место деятельности, проанализировать собственные образовательные проблемы и увидеть достижения.

Учитель, работающий в такой школе как преподаватель какого-либо предмета, ведет не обычные уроки, а своего рода мастерские (студии), в которых специально создает такие же рабочие места. Причем учитель неизменно сам принимает участие в общей работе, занимая позицию старшего и более опытного члена коллектива, а не обучающего контролирующего субъекта.

Интересно, что в продуктивном образовании предпочитают не описывать теоретические рекомендации способов работы учителей, а собирать конкретные примеры такого опыта и обмениваться им.

Итак, каждому студенту помогает его тьютор из школы. Нет, он не контролирует ученика и не ставит отметку за мастерство. Они вместе обсуждают, что произошло с молодым человеком на работе; где было легко, а где возникали трудности. Они пытаются преодолеть их вместе, найти оптимальные пути решения всех проблем. Иногда для этого некоторым ребятам приходится сесть за парты в обычном классе. Многие делают это вполне успешно: просто в этом случае они понимают, зачем им это нужно, а не выполняют задания ради получения стандартного аттестата. А потом вместе с тьютором выбирают новое место работы. А на работе? Например, работает подросток помощником повара в ресторане. При этом тьютор показывает ему, что тот учится не только готовить, но и систематически читает кулинарные книги, пишет дневники, погружается в историю и географию, изучая процесс приготовления блюд разных народов, современные и старинные, рассчитывает продукты, постигает основы дизайна, накрывая на стол. Найти все эти точки ученику тоже помогает тьютор, еженедельно обсуждая все происходящее на работе.

Учебники и книги не являются там основным материалом для обучения. Продуктивное образование не занимается переложением знаний из взрослых в детские головы.

 

Три дороги в завтрашний день

Безусловно, будущее – самый сложный и важный вопрос. Все участники этого движения верят, что для любого государства выгоднее вложить деньги в поддержку индивидуальностей младших и средних школьников или в помощь в окончании школы столкнувшимся с трудностями и не сумевшим получить сертификат об образовании 16–20-летним, нежели потом бороться с наркоманией и расширять тюрьмы. Единомышленники все же спорят о путях расширения этого движения. Мнения расходятся, но все же можно увидеть основные варианты уже сегодня. Первым и самым вероятным путем развития продуктивного образования, безусловно, является увеличение числа аналогичных школ в различных странах. При этом имеются в виду именно школы для старших учеников, имеющих проблемы в образовании. Второй возможный и вполне реальный путь развития продуктивного образования – введение его способов и методов в учебный процесс общеобразовательной старшей школы. Этим, например, занимаются в ряде школ России: в старших классах наряду с обязательными учебными занятиями в школе проводят так называемые практики в городе на различных рабочих местах. При этом дети не только получают навыки работы, но и обогащают свой социальный опыт, что очень важно при выходе из постоянно защищающих стен школы в переменчивый социум. При этом продуктивное образование становится ветвью дополнительного образования, не посягает на святая святых классно-урочной системы, а следовательно, снова дополняет и обогащает ее.

И третий путь, самый сложный, но самый необходимый. Это построение и внедрение такой же или равноценной структуры в системе среднего и начального образования. Структуры, не стремящейся вложить одинаковую сумму знаний в детские головы; не имеющую системы так называемых объективных отметок; без закрытых классов и уроков; являющуюся основным, а не дополнительным образованием; использующую собственное действие ребенка в процессе учебы, а не только при профориентации.

Использование собственного опыта для других, анализ достигнутых результатов, ответственность за собственный выбор не только перед собой, но и перед другими – вот что можно назвать целями этой образовательной системы.

 

Лекарство от камней преткновения

Салли всего пятнадцать, но тяжелый жизненный опыт прервал ее детство уже пять лет назад. Именно тогда умерла мама, папа женился на другой и уехал далеко-далеко, она осталась жить с бабушкой, которой была совершенно не нужна, появились “свободолюбивые” друзья, стала выпивать, бросила школу...

К сожалению, таких девчонок и мальчишек тысячи в каждой стране. Именно для них общество ставит зачастую непреодолимые задачи: хорошо учись – получишь свидетельство об образовании; будешь иметь свидетельство – сможешь пойти учиться дальше; окончишь университет – будешь иметь хорошую профессию; будешь иметь хорошую профессию – сможешь иметь дом, квартиру, семью. Словом, тогда ты станешь счастливым человеком.

А если человек споткнулся на первом, самом сложном и самом важном этапе? Если что-то случилось, когда ему было всего семь – десять – двенадцать – пятнадцать лет: семейная драма или социальные проблемы, психологические конфликты в школе или нежелание подчиняться ее подавляющим законам заставили ребенка бросить школу?

Наша Салли, несмотря на все жизненные перипетии, осталась верна своей мечте: она хочет быть актрисой. А может, вовсе и не хочет, просто так говорит навязчивым взрослым, так как на самом деле уверена, что никогда ей не иметь такой интересной и увлекательной работы. Ей много раз говорили, что для этого надо много учиться, а в классе сидеть у нее нет ни сил, ни желания...

Однако в данной школе ей не стали говорить о программе и отметках. Ей стали спокойно помогать добиваться намеченной цели, какой бы заоблачной она ни была.

– Хочешь быть актрисой? Хорошо, давай подумаем, что ты можешь делать уже сейчас, чему для этой профессии тебе необходимо научиться.

– Ты хоть сейчас готова сниматься в кино? Только не знаешь, кому для этого нужно отправить свои данные? Пожалуйста, мы поможем тебе найти необходимый телефон кинокомпании, только звонить будешь сама.

Салли робко звонит по телефону. Разговор оказывается очень коротким и совсем не таким, как она ожидала.

– Простите, но мы не работаем с непрофессионалами. Обратитесь к нам, когда получите специальное образование.

Слезы... Но старшие в школе спокойно показывают, что это вовсе не конец света, а скорее начало долгого и увлекательного пути.

– Может быть, ты неправильно повела разговор? Давай вместе подумаем, чего ты хотела добиться этим телефонным звонком, почему у тебя не получилось, как можно было изменить сам диалог, чтобы добиться намеченной цели.

После обсуждения следует новый звонок, гораздо более успешный.

– А, вам всего пятнадцать, вы мечтаете участвовать в любых съемках, даже в массовках? Пожалуйста, заполните свою анкету и пришлите по адресу...

И вот долгожданная анкета лежит перед Салли на столе... Но как ее заполнить? Вдруг будет много ошибок, тогда над ней будут смеяться... Но учитель не посылает девушку учиться правописанию в класс, он предлагает посмотреть, как заполняются другие анкеты. Ничего страшного, всем было трудно, всем кто-то помогал!

Анкета отправлена, впереди долгое ожидание. Может, стоит за это время заняться чем-то интересным и полезным для будущей профессии, например, пластикой, постановкой голоса. А еще для артиста важна наблюдательность, знание разных специальностей, многочисленные знакомства. Что, если устроить Салли на работу в кафе настоящего театра? Она станет на шажок ближе к своей мечте, возможно, научится многим интересным и полезным в дальнейшем вещам.

Вот Салли на своем первом рабочем месте, ей очень трудно, но интересно. Если она будет довольна работой и если ею будут довольны, она отработает шесть – восемь недель и сможет искать новое место, возможно, даже начнет помогать осветителю в том же театре, а значит, будет еще ближе к артистам. Но в отличие от учеников обычных школ у Салли будет рекомендательное письмо, которое скажет о ней будущим работодателям куда больше, чем безликие отметки. Так Салли будет периодически менять работу, учиться на каждом новом месте новым вещам, если захочет, может пройти теоретические курсы в школе, что даст ей возможность учиться дальше. Учитель для нее не является небожителем, знающим, что и как надо делать, и проверяющим, умеет ли это девушка. Учитель в этой школе – это тот необходимый каждому тинейджеру старший, который помогает найти личный путь, поддерживает в случае неудач, может ошибаться, но умеет справляться с возникающими проблемами.

А что если ученик не хочет работать на выбранном рабочем месте? Тогда учитель вместе с учеником попробует разобраться в причинах и решить возникшую проблему. Если это не удастся, будут вдвоем выбирать новое место работы.

Никаких отметок, подведения итогов, конкуренции между учениками. Получил хорошее рекомендательное письмо – радуйся, не получил – давай вместе думать, почему, и не повторять прежних ошибок.

Учитель в школе продуктивного образования – это тот необходимый каждому тинейджеру старший, который помогает найти личный путь, поддерживает в случае неудач, может ошибаться, но умеет справляться с возникающими проблемами.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru