Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/1999

Архив
ИНТЕРВЬЮ ЕЛЕНЫ ИВАНИЦКОЙ

Победитель и побежденный

Леонид Петрович Костомаров – кибернетик, психолог, доктор экономических наук, прозаик. Его роман “Земля и небо: Эпос”
(Москва. Изд-во “Арина”, 1998) вызвал широкий общественный резонанс.

– Леонид Петрович, центральная проблема вашего романа – вечная проблема добра и зла. Согласны ли вы с Достоевским в том, что зло лежит глубже в природе человека, чем полагают все социальные лекари?
– Да, согласен. Занимаясь психологией, я решил для себя, что в человеке соперничают два инстинкта. Первый связан с готовностью пожертвовать собой, c любовью, сердечностью. Второй – с готовностью пожертвовать другим, с агрессией, эгоизмом. Я мечтаю, чтобы люди жили в любви, но знаю, что зло невозможно исключить из жизни. Самообороной, эгоизмом оно воскрешается ежеминутно. Дело ведь и в том, что эгоизм порождает и вполне достойные вещи. Пословица говорит: “Плох тот солдат, который не желает стать генералом”. Действительно плох. Но ведь генералом он хочет стать из эгоизма, желания самореализоваться. Вы понимаете, что я говорю не только и даже вовсе не об армии. В своей самореализации сильный переплывает океаны, поднимается над землей, зарабатывает деньги, толкает прогресс.
– Считаете ли вы современных молодых людей циничными?
– Можем ли мы сказать, что выпускаем в жизнь детей, подготовленных к той невероятной, трагической сложности, с которой они сразу неминуемо столкнутся? Их незнание – наша вина. Я считал бы свою жизненную задачу выполненной, если бы своими книгами хоть в какой-то мере смог помочь молодым в понимании этой трагической сложности. Восточная мудрость пессимистична: “Это ужасный мир, где от века победитель стоит пятой на горле побежденного”. Самое главное – чтобы молодые знали о себе две взаимосвязанные вещи: первое – “я никогда не встану пятой на горло побежденному”, второе – “я не позволю победителю это сделать”. Речь ведь идет не о физической силе, а о духовной, перед которой физическая всегда отступит.
– Известно, что в раннем средневековье существовала традиция Божьего суда: противники, каждый из которых стоит на своем, должны были сойтись в поединке. Но традиция отмерла, когда организаторы этих судов уже не могли скрывать от себя, что в поединке побеждает не правый, а сильнейший.
– Сразу после Бауманки, когда я увлекся и серьезно занялся психологией, с молодым задором я возмечтал открыть такую формулу, которая могла бы схватить все истоки человеческой мысли, глубинное взаимодействие физики и лирики, слова и побуждения к действию. Разумеется, это утопия. Человек никогда не будет пойман формулой, но такие категоричные утверждения, как “побеждает сильнейший”, требуют очень серьезных уточнений. Сильнейший – в каком отношении? Помните у Достоевского: “смирение – страшная сила”? А правота разве не сила? Или зайдем с другой стороны. Спрашивали ли мы себя: где предел моей силе? Чаще всего человек об этом не задумывается и позволяет себе плыть по течению, предъявляя тем не менее к жизни и людям завышенные требования.
– Вы считаете, что существует диссонанс между желаниями человека и его реальной готовностью что-то сделать для достижения собственных целей?
– Мы не учим подростка задавать себе два взаимосвязанных вопроса: чего я действительно хочу? что я могу для этого сделать? Если молодой человек на эти вопросы себе не ответил, то получается, что он хочет как бы всего и как бы за чужой счет. Есть известная пословица: “Посеешь привычку – пожнешь характер”. Пословица очень глубокая, только она высказывается в свернутом виде. Давайте развернем всю цепочку и в соответствии с каждым ее звеном будем строить процесс воспитания. Сначала посеем потребность, поможем молодым понять, чего они хотят, направим их устремления. Потом посеем возможность, то есть объясним, что они реально могут сделать для достижения собственных целей. Затем привьем привычку пользоваться своими возможностями. А за привычкой, как и было сказано, последует характер. Характер же порождает судьбу. В чем равновесие всех этих составляющих? Я произнес бы здесь слово “вкус”. Мы привыкли говорить об эстетическом вкусе, но существует и вкус этический, моральный, который позволяет человеку так же точно и четко определять грязный поступок, как фальшивую ноту.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru