Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/1999

Архив

Пособие для зубрежки

Журина А.А., Гончарук О.Ю.
Вопросы и ответы на экзамене. Химия.
– М.: Лист, 1998

Книга А.А.Журина и О.Ю.Гончарука “Вопросы и ответы на экзамене. Химия” представляет собой сборник ответов на экзаменационные билеты по химии, предлагаемые в рамках стандартной школьной программы. Содержащиеся в ней сведения соответствуют программе выпускных экзаменов по химии в школах, для вступительных экзаменов в фармацевтические техникумы и вузы, где химия не является профилирующим предметом. Для вступительных экзаменов в крупные химические и медицинские вузы объем имеющихся сведений, равно как и уровень изложения и обобщения, явно недостаточен.

Книга построена оригинально и удобно: на левой странице разворота даются план и конспект ответа (фактически то, что отвечающий должен писать на доске или на листе для подготовки), на правой – соответствующий комментарий (что отвечающий должен говорить устно). Данная книга очень хороша как образец экзаменационного ответа и может помочь школьникам и абитуриентам, не имеющим представления о том, как строить ответ. Кроме того, книга полезна как источник информации по основным вопросам школьной программы. Однако существует опасность, что она может быть использована как материал для зубрежки, поскольку, будучи вызубренной, она обеспечит высокую вероятность успеха на соответствующем экзамене.

К сожалению, рецензируемая книга не лишена некоторых недостатков. В первую очередь следует упомянуть отсутствие в нужных местах ряда важных определений (простого вещества, s- и p-элементов, металлической связи, энтальпии и т.д.). В книге также имеется ряд спорных утверждений. Например, на с. 25 указано: “Для элементов побочных подгрупп номер группы равен сумме чисел р-электронов на внешнем электронном уровне и d-электронов... на предпоследнем уровне”. Однако медь, серебро и золото находятся в первой группе, а соответствующих s- и p-электронов у них 11. На с. 47 читаем: “При взаимодействии простого вещества со сложным можно получить новое простое и новое сложное вещество. Такие реакции называются реакциями замещения”. “Реакции замещения – всегда окислительно-восстановительные”. Однако реакция CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2 тоже, по сути, реакция замещения, однако в ней участвуют только сложные вещества, и она не является окислительно-восстановительной. Нередко бывают некорректные выражения: “Термопластичные пластмассы – пластмассы многоразового использования”.

Особое внимание учителя должны обратить на некорректности в разделах, посвященных физической химии, в частности связанные с термодинамикой, равновесиями и кинетикой. Например, в определении скорости реакции не указывается разница между гомогенными и гетерогенными реакциями. Есть в этом разделе и грубые ошибки. Так, на с. 65 написано, что для равновесия 2SO2 + O2 = 2SO3 “увеличение в газовой смеси доли кислорода приведет к увеличению концентрации оксида серы (VI), то есть к смещению равновесия вправо”. На самом деле увеличение доли кислорода приводит к уменьшению доли SO2. При постоянном давлении это означает уменьшение концентрации SO2, что приведет к смещению равновесия влево, поскольку к концентрации SO2 оно более чувствительно.

Сильный электролит определен в книге как электролит, степень диссоциации которого стремится к 1 (с. 82). На самом деле степень диссоциации электролита зависит от его концентрации. Степень диссоциации такого образцового сильного электролита, как серная кислота в 99-процентном растворе, составляет менее 1%, а такого образцового слабого электролита, как уксусная кислота, в растворе с концентрацией 10-6 моль/л – почти 100%. Весьма интересна цитата из академика Зелинского, приведенная на с.61: “Если какая-либо реакция не идет, то просто не найден нужный катализатор”. Эта цитата – блестящий пример того, что даже академики могут ошибаться, поскольку многие реакции не идут, потому что они термодинамически невыгодны. Примеров таких реакций масса: соединения хлора с кислородом, любые реакции гелия, образование бертолетовой соли из хлорида калия и кислорода и т.д. Катализатор может увеличить скорость очень медленных реакций, но не может заставить идти термодинамически невыгодные реакции. Кроме того, в разделах, касающихся физической химии, многие неочевидные утверждения не пояснены. В совокупности все вышеперечисленное не позволяет использовать данную книгу для подготовки к экзаменам по этим разделам.

С другой стороны, остальные разделы в целом изложены вполне корректно. Кроме того, изложение весьма доступно и очень хорошо систематизировано. Оно вполне может быть понято и воспринято школьниками и абитуриентами. Таким образом, в целом книгу А.А.Журина и О.Ю.Гончарука “Вопросы и ответы на экзамене. Химия” можно рекомендовать как учебное пособие для подготовки к выпускным экзаменам по химии в школах и вступительным экзаменам в фармацевтические техникумы и вузы, где химия не является профилирующим предметом.

Денис ЖИЛИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru