Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/1999

Архив

Психология настоящего

Климов Е.А.
Психология: Учебник для средней школы. –
М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 287 с.

Надпись на обложке относит книгу Е.А.Климова «Психология» к учебникам. Однако применительно именно к этой книге мне почему-то не нравится слово «учебник». Когда я спросил своих знакомых учителей, какие ассоциации возникают у них на это слово, то получил следующий набор представлений: работа; источник знаний, информация; обучение; двойка; задания; напряжение. Мое же восприятие этой книги после ее прочтения имеет совсем иную тональность. На мой взгляд, ее правильнее было бы отнести не к учебникам (от слова «учить»), а к пособиям (от слова «пособлять», т.е. помогать). Это именно пособие, которое поможет начинающим освоить психологию. И это не игра слов.

На всем протяжении работы с книгой не пропадает ощущение диалогичности; создается впечатление, что автор все время участвует в совместном с читателем обсуждении вопросов из области психологии, обращаясь к его представлениям о себе самом и других. Достигается это ориентацией книги на читателя, что, к сожалению, так нехарактерно для подавляющего большинства школьных учебников.

Автор не только отобрал необходимый для учащихся средней школы материал, определив его объем и уровень, но и серьезно поработал над тем, как с наибольшим познавательным эффектом преподнести его юношам и девушкам, начинающим изучать психологию. Мне кажется, что автору удалось написать книгу так, что она затрагивает собственные познавательные интересы читателя. И хотя гарантировать «включение» интересов старшеклассников не может никто, все же условия для такого «включения» в этом учебнике созданы самые подходящие.

Реализация читательски ориентированного, если так можно выразиться, подхода начинается уже с предисловия автора, где он объясняет, как лучше работать с книгой, и сразу же заявляет, что материал, изложенный в ней, не предназначен для прямого заучивания, а требует усвоения посредством размышления над ним. Автор призывает «не обожествлять «типографскую краску», а относиться к тексту критически».

Весь теоретический материал разбит на небольшие, удобные для усвоения порции, в которые органично вплетены примеры, поясняющие изучаемое. Язык изложения прост и выразителен. Поражает обилие пословиц. И в то же время мы имеем дело не с популярным изданием, а с серьезным учебным пособием, в котором точно и последовательно представлен систематизированный взгляд на психологию как науку с соответствующим понятийным аппаратом и четкими определениями.

Набор несложных по исполнению, но очень интересных по содержанию экспериментов, которые предлагается осуществить читателю, позволяет последнему почувствовать себя в исследовательской позиции и приобрести опыт получения психологического знания, что называется, собственными руками. А такое знание сразу же становится элементом мировоззрения читающего и способствует формированию у него активного отношения к изучаемому материалу. Следует отметить, что для всех экспериментов полностью описан методический инструментарий: перечислены необходимые материалы, даны подробные инструкции. Это настоящие эксперименты, с настоящими результатами.

Хорошо продуманные упражнения, вопросы и темы для размышления выступают в качестве еще одного средства, актуализирующего собственный опыт читателя и позволяющего ему постепенно выстраивать собственную психологическую позицию.

Если говорить о структуре учебника, то в ней нет ничего необычного. Три раздела, каждый разбит на главы, а те, в свою очередь, на параграфы.

Первый раздел называется «Общие вопросы». Он дает представление о том, что такое психика и каковы средства ее познания, ориентирует на ценностные аспекты научного исследования в психологии. Здесь же определяется предметная область психологии, рассматривается вопрос о значении социального в становлении человека, приводится соотношение понятий «индивид» и «личность»; формируется представление о способностях.

Второй раздел — «Специальные понятия, проблемы, направления» — содержит изложение основ теории деятельности.

И, наконец, раздел «Психология жизненного пути» дает представление об основных направлениях предметной специализации психологии: возрастной, медицинской, социальной психологии. Интерес у читателя, несомненно, вызовет глава «Психология развития профессионала».

Уровень и широта изложенного в книге материала вполне достаточны для выполнения главной задачи, которую обозначил автор для читателей этого учебника, — «обрести психологическую направленность ума».

И еще мне хотелось бы отметить тот факт, что книга имеет ярко выраженную воспитательную направленность. Причем это проявляется не в тех или иных декларациях или каком-либо морализировании, а просто в человеколюбивом изложении представлений о человеческой психике, в составленных с учетом человеческого фактора инструкциях к проведению экспериментов, в предостережениях по использованию их результатов, в сведениях, позволяющих понять причины собственных трудностей как в обучении, так и в межличностных отношениях.

В романе Курта Воннегута «Колыбель для кошки» есть мудрые слова, в которых, как мне кажется, заключена связь между истинной научностью и педагогичностью: «если ученый не умеет популярно объяснить восьмилетнему ребенку, чем он занимается, значит, он шарлатан». Так вот, я попробовал представить, смогу ли я с помощью этого учебника объяснить восьмилетнему ребенку, что такое психология, и понял, что смогу.

Илья КОСТЕНЧУК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru