Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

“Пробиваться к тайнику неугасшей души...”

18 июня был день рождения Владимира Матвеева, известного педагога, общественного деятеля, журналиста. Все помнят легендарную “Учительскую” середины 80-х годов, всколыхнувшую общество проблемами школы, ребенка и учителя. Ее главным редактором был Владимир Матвеев. Уже десять лет подряд (Матвеев умер осенью 1989 г.) в Москве проходят чтения, посвященные памяти Владимира Федоровича. Организатор и душа этих чтений все годы – Татьяна Ивановна Матвеева, вдова выдающегося педагога.

В этом году чтения были особыми, и не только потому, что юбилейные, а прежде всего потому, что Татьяна Ивановна Матвеева представила участникам чтений новую книгу В.Ф.Матвеева, написанную им в последнее лето своей жизни. Книга эта называется “Педагогика сотрудничества”.

На чтениях выступили друзья и ученики Матвеева: Эдуард Днепров, Шалва Амонашвили, Борис Неменский, Людмила Новикова, Нина Алахвердова, Александр Абрамов, Антон Зверев, Марина Аромштам и другие. И все вспоминали ту “Учительскую”, ту особую атмосферу прорыва, открытий, трудного поиска новых путей в педагогике.

– Вот такая газета нужна учителю! – говорили участники Матвеевских чтений.

…Нашей газете скоро семь лет. Ее создатель, Симон Львович Соловейчик, и Владимир Матвеев долгое время трудились вместе и вместе создавали свое главное детище – педагогику сотрудничества. Теперь нет в живых ни Матвеева, ни Соловейчика.

И нам с вами, журналистам, ученым и учителям, без них приходится отвечать на трудные сегодняшние вопросы, в том числе и на такие: “Какой должна сегодня быть газета педагогики сотрудничества? Какая газета нужна сегодня учителю?”

Нужна ли газете идеология?

Все знают, что идеология – это плохо. Матвеев и Соловейчик всю жизнь боролись и страдали от идеологии. Но ведь без идей жить нельзя. Без кодекса чести, без круга идей, по которым сверяешь свою повседневную жизнь и работу, без них никак нельзя. У Матвеева и Соловейчика были идеи. О свободе. О демократии. О гуманизме. О сотрудничестве. И постепенно за много лет складывается определенный круг идей Матвеева–Соловейчика, круг идей под названием “педагогика сотрудничества”. Здесь очень важно слово “складывается”. Потому что идеология становится врагом людей тогда, когда ее кто-то для кого-то придумывает. А когда идеи многих, даже разных людей постепенно, за много лет складываются в круг – тогда такая идеология становится как будто путеводной звездой.

Людьми, у которых есть не только свои, но и общие идеи, есть собственная – общая идеология, такими людьми уже нельзя командовать, ими нельзя помыкать – они свободные люди.

“Люди, добровольно отказавшиеся от свободы своей воли и действий, хотят полной уверенности в моральной диктаторской власти и ее приказов, их действительной необходимости и целесообразности, компетентности, справедливости. Когда все подчиняются единой воле, то ведь ей подчиняются и более умные, и просвещенные, и талантливые. Можно превосходить в чем-то одном каждого, например, знать больше каждого, но превосходить всех во всем – это, извините, невозможно. Это мифология”. Это от Матвеева, из его “Педагогики сотрудничества”.

Нельзя подчиняться единой воле, нельзя учить детей подчиняться единой воле, нельзя заставлять учителей подчиняться единой воле, нельзя, нельзя, нельзя.

Еще от Матвеева. “В свободном демократическом обществе, в каждой его ячейке и в каждое мгновение необходимо свободное воплощение всего богатства личностных достоинств индивидов, начиная от божественного профиля и неотразимо прекрасных глаз и кончая силой и глубиной ума, одаренности, неподкупной совестливостью, гражданской отвагой, высоким благородством и всем остальным, чем велик и прекрасен человек”.

Конечно, нам нужна идеология, нам, газете, учителям, ученым, нужна общая педагогическая идеология, и мы ее складываем. Для “Первого сентября” это идеология сотрудничества, поддержки и воодушевления учителя. Сколько раз и Симон Львович, и мы после его ухода слышали и читали в письмах вопрос: “Почему вы пишете, что все учителя прекрасные и у них замечательные ученики? Ведь это не так!”

Я бы на этот вопрос ответил: “Это наша идеология. Мы в это верим. Это круг нашей веры, наших идей”.

– Какая же это идеология, если у вас все хорошие и все замечательные?

Обратимся снова к Матвееву, к его “Педагогике сотрудничества”.

“Только с одной доктриной у педагогики сотрудничества, широко распахнутой в мир, не может быть соглашения – с той, что утверждает, будто переустройство жизни на началах правды и справедливости может вершиться запретами и наказаниями.

Это ведь никакая не идея. Это железобетонная опора любого тоталитаризма. И в нашей стране, покореженная и проржавевшая, она еще зловеще скрежещет на свежем ветру”.

Нужна ли газете цензура?

– А почему вы не печатаете в газете все подряд? Почему об одних пишете, а о других не пишете? Статьи авторам возвращаете, правите, редактируете, сокращаете? У вас есть цензура?

У нас есть цензура.

Мы не печатаем статьи, написанные агрессивно, написанные оскорбительно.

Мы не печатаем статьи, в которых автор спорит не с идеей или позицией кого-то, а стремится уничтожить самого человека. Как бы ни заблуждался, с нашей точки зрения, кто угодно – от министра до коллеги-журналиста, – мы никогда не напечатаем разносную, зубодробительную статью.

И не только потому, что всегда есть процент сомнения и вероятность ошибки. А потому, что хотим сохранить атмосферу творческих споров и дискуссий, без обвинений и склок, такую атмосферу, которую учителя бы перенесли в свои классы.

И поэтому у нас есть цензура, жесткая внутренняя цензура.

Мы не верим в то, что обвинениями, угрозами и насилием можно исправить мир. И хотим, чтобы учитель поверил в то, что нельзя исправить или помочь ребенку, ругая его.

Снова от Матвеева. “Каким бы глухим или оглушенным, озлобленным, потерянным, отравленным жестокостью, подчиненным стадным инстинктам – любым, любым – ни был юный человек, он, пусть не всегда, лишь время от времени, в пустыне своего одиночества думает о себе, боится за себя. Хоть иногда он видит себя другим и хочет поверить, что сможет быть таким.

К тайнику неугасшей живой души и надо пробиваться”.

Вот для этого и нужна газета. Чтобы день за днем пробиваться к тайнику неугасшей души.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru