Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/1999

Архив
Михаил ЭПШТЕЙН

Как бы я выбирал школу своему ребенку?

Давайте попробуем повнимательнее присмотреться к каждому слову в этом вопросе, потому что дети не должны стать заложниками нашей лени, безалаберности, амбиций, претензий. Ведь наше решение во многом определит то, какой будет их жизнь в ближайшие несколько лет.

“Я”

Конечно же выбор школы для ребенка (прежде всего первой школы) – это моя ответственность. Ни соседи, ни сослуживцы, ни государство в конце концов решают, в какую школу ему пойти. Это решаю я.
Что это означает? То, что надо быть предельно внимательным при выборе. И потом, если что-то не будет складываться – не вешать всех собак только на школу. Не ругать дома учителей – сам же выбирал, а искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Не оставлять ребенка один на один со школой, а помогать ему жить (или выживать) в ней.
Даже в самых безвыходных ситуациях (например, когда из школы по тем или иным причинам не уйти) можно компенсировать неподходящую ученическую жизнь прекрасной семейной атмосферой. И тогда школа станет тем вынужденным этапом, который нужно пережить, перетерпеть, но вместе.

“Ребенку”

Все-таки вы выбираете ту школу, где будет хорошо именно ребенку. В связи с этим было бы неплохо, чтобы он сам поучаствовал в выборе школы. И не думайте, что он ничего не понимает. Если он учится не первый год, то уже имеет опыт и ему есть с чем сравнивать. Если же он будущий первоклассник, все равно стоит доверять его мнению – ведь он уже семь лет живет на этом свете. (В армии за два года от несмышленыша-новобранца дорастают до многоопытного старшего сержанта, а тут – семь лет!) Хотя бы объясните ему, почему вы выбрали именно эту школу.

“Своему”

Мое глубокое убеждение – нет плохих школ (ну почти нет). Есть не подходящие для вашего малыша или подростка. Для того чтобы выяснить, какая школа – для вашего, попробуйте определить, в чем особенность вашего ребенка. А в том, что он у вас особенный, отличный от других, я не сомневаюсь. Важно понимать: не всегда то, что мы хотим для ребенка, на самом деле ему нужно или ему по силам. Научитесь соотносить свои амбиции и претензии с возможностями и желаниями самих детей.

“Выбирал”

Что стоит сделать для того, чтобы выбрать школу?
Например, сходить к местному невропатологу и спросить, из какой школы в конце первого учебного года больше всего поступает жалоб от детей на недосыпание и прочие проблемы.
Узнать, кто из учителей ведет первые классы, и поспрашивать родителей старшеклассников о том, у какой учительницы учились их дети в начальной школе и каковы их впечатления.
Или походить по коридорам различных школ вашего района (ребенку в начальной школе лучше учиться недалеко от дома) и послушать кричат там учителя на детей или нет...
Возможны другие варианты действий родителей. Например, попробовать полистать справочники. Мое мнение: с такой информацией стоит познакомиться, но она чаще всего официальная и краткая, что, конечно, не дает сколько-нибудь полной реальной картины.

“Школу”

Один из существенных моментов – наши ожидания. Что прежде всего должна дать моему ребенку школа? Какие-то важные знания? Умение учиться? Мировоззрение? Хороших товарищей? Не сильно испортить здоровье? Сохранить природное любопытство и интерес к жизни и новым знаниям?
Школа (по крайней мере массовая) считает, что должна дать огромное количество разнообразной информации. Именно это и проверяется на экзаменах. Хотя уже многие ученые, педагоги, социологи, общественные деятели и учителя говорят о том, что сегодня основная задача школы меняется. Объем информации не так важен, как умение добывать и применять ее в нужный момент. В одном из исследований о стратегии развития образования в конце ХХ – начале XXI века, сделанном для ЮНЕСКО, ученые обратили внимание на четыре важнейших качества, которые необходимо воспитать в молодом поколении: умение учиться; умение делать; умение общаться; умение жить. Такие стратегические цели по-другому определяют и саму школьную жизнь.
Еще один принципиальный вопрос для родителей: что для ребенка важнее в начальной школе – многочасовые, упорные занятия через силу или сохраненное здоровье, жизнерадостность, любопытство, непосредственность? Боюсь, однозначного ответа не будет. Врачи говорят, что нагрузки в современных гимназиях вредны для здоровья. Но многие педагоги (а главное, родители) считают, что чем больше эта нагрузка в начальной школе, тем вероятнее поступление ребенка в вуз.
Не знаю, проводил ли кто-нибудь исследования, которые бы подтвердили, что дети, занимавшиеся в начальной школе много и через силу, позже были более успешными в жизни. А вот с исследованиями, подтверждающими обратное, знаком. А здоровье, а нервы детей и родителей?

“Как”

Думаю, что, отвечая на данный вопрос, важно определиться с критериями, по которым мы четко узнаем, подходит ли нам данная школа. Они складываются на основе жизненной философии, личного опыта учебы в школе, имеющейся информации...
Вначале о ключевых словах, отражающих принципиальные для меня моменты жизни ребенка в школе: уважение, опыт, самостоятельность, ответственность, выбор, творчество, дело, проект, общение, диалог, игра, интерес.
Я искренне убежден: важно, чтобы в школе мой ребенок имел опыт уважительных отношений. Чтобы его учили уважать права других и уважали его собственные права: право быть самим собой, право на собственное мнение, право на ошибку... Понятно, многое трудно проверить до того, как ребенок поступил в школу. Но кое-что может свидетельствовать о стремлении школы развиваться в данном направлении.
Если в ней стремятся оценивать детей не в сравнении с другими, а с собой; допускают возможность ребят пробовать и ошибаться; если школа пробует сделать так, чтобы разные дети могли учиться вместе, но при этом продвигаться индивидуальными темпами и способами; если в классе принято хотя бы раз в неделю обсуждать прожитый кусок жизни; если у учеников есть настоящая детская газета, то все это может свидетельствовать о том, что школа хорошая.
Уверен: ребенок должен получать опыт самостоятельной работы в разных областях человеческой жизни. В том числе в учебе. И если в школьном расписании запланированы часы для самостоятельной работы ребят, а учителя дают детям возможность ставить себе цели на день или урок, самим планировать свою работу, выполнять ее и оценивать – это хорошо.
В начальной школе, и особенно в 5, 6, 7 классах, дети должны приобрести многообразный опыт деятельности. Здесь подойдут такие слова, как эксперимент, проба, попытка, поиск, исследование... Большинству детей противопоказана в этом возрасте систематичность. Вот почему срабатывает известный эффект 5–6 классов, когда у ребят вдруг пропадает огонек в глазах, им все становится неинтересным. Поэтому, если вы знаете, что в выбираемой вами школе не только изучают предметные курсы, но и проводят по ним исследования, выполняют творческие проекты, участвуют в экскурсиях, ходят в походы, мастерят, – в пользу данной школы еще один плюс.
...Конечно, идеальной школы в жизни не бывает. Идеал недостижим и выступает лишь как ориентир, к которому стоит стремиться. Сделайте на это скидку – полностью реализовать мечты не просто, но уже само желание движения в этом направлении похвально и часто приводит к хорошему результату.
Оговорюсь еще раз: это мои критерии, близкие мне и, как я считаю, важные для моего ребенка. Если они подойдут вам – буду рад. Но могут и не подойди. Тоже нормально. Вы же для себя и своего ребенка выбираете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"