Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/1999

Архив

Синтез книги, компьютера и архитектуры

Библиотечно-информационный центр в Нижнем Новгороде становится основой для школы будущего

Нижегородская авторская академическая школа №186, библиотечный центр. Наша школа инновационная, что обуславливает особенности и ее работы, и работы библиотечного центра. Суть их сводится к опоре на педагогические инновации, новые технологии, предполагает взаимодействие научного потенциала вузов Нижнего Новгорода с опытом практических работников.
Знания и информированность, творческая активность и мышление формируются в школе на основе библиотеки. Рассмотрим только некоторые аспекты работы библиотеки, специфику организации информационного комфорта в нашей школе.
Чем же отличается наша библиотека? Прежде всего информационный центр не просто название – это суть. Соответственно отличаются и принципы комплектования фонда. Работа по отбору материалов для фонда библиотеки – одна из наиболее сложных и ответственных: тематика изданий должна соответствовать задачам и целям развития школы. Ключевая задача новой образовательной стратегии, разрабатываемой авторским коллективом школы, не столько передать ребенку знания, сколько сформировать личные позиции, индивидуальное отношение к уже накопленному массиву знаний, способность вести самостоятельный, индивидуально-авторский диалог с культурным наследием.
На данном этапе сформированы следующие критерии отбора литературы:
Справочные издания, энциклопедии, словари. Они имеют большое значение как источники первичной информации.
Приоритетное значение первоисточников, авторских текстов. Субъективность, степень компетентности переработанных текстов могут негативно отразиться на формировании собственного взгляда.
Значимость учебников. Роль учебника как главного обучающего средства меняется, он начинает выполнять второстепенную роль как сравнительный учебный материал.
Художественная (программная) литература. Школа и библиотека новые, в нынешних экономических условиях не представляется ни возможным, ни целесообразным создавать фонд программной художественной литературы многоэкземплярным. Кроме того, библиотека работает в режиме читального зала. Все это оправдывает количество экземпляров книг по программе – в среднем пять.
Мы стараемся наполнить наш фонд теми изданиями, которые мало приобретаются для домашних библиотек. Это уникальные альбомы по искусству, исторические монографии, академические издания по различным отраслям знаний, редкие словари, энциклопедии, справочники.
К части фонда – открытый доступ. Это художественная литература для младших школьников, периодические издания для детей и взрослых, тематический фонд, посвященный Великой Отечественной войне (наша школа открыта в год 50-летия Победы). Мы планируем расширение открытого доступа, так как считаем, что книга должна быть максимально приближена к читателям.
В библиотеке применяются традиционные виды учета фонда.
Наряду с этим библиотека начала электронный учет изданий (с октября 1996 года все вновь поступающие издания, учебники и часть ретроспекции).
Мы используем программу АИБС МАRС для создания справочного аппарата, и в связи с этим основной задачей на ближайшее время является перевод в формат МАRС всех изданий библиотеки, создание электронного каталога и картотек.
Говоря об оформлении библиотечного центра, отмечу, что это помещение совершенно уникально по архитектурному решению. Наша библиотека – большое двухэтажное помещение с частично застекленным потолком, красивой современной мебелью. Его украшают колонны и лестница в центре зала. Сейчас разработан и поэтапно внедряется проект изменения библиотечного пространства. Вариативные требования к размерам и организации структурных подразделений библиотеки, адаптация помещения к росту фонда и функционально-технические изменения обусловили создание проекта.
Архитектурные особенности библиотечного центра делают возможным создание гибкого пространства, позволяющего читателям выбрать наиболее удобную форму работы с информацией. Главное здесь – универсальность, максимальная открытость и доступность информации.
На первом этаже библиотечного центра уже формируются зона для младших школьников, информационно-библиографическая и межличностного общения (конференц-зона). Создание автономных зон позволяет отгородиться от окружающей деятельности, найти свою территорию, свой способ работы.
Функциональное назначение второго этажа библиотеки – индивидуальная, углубленная, самостоятельная работа с различными видами информации (в перспективе возможно и создание индивидуальных компьютерных учебных мест), то есть читальные и компьютерные залы.
В рамках существующей программы “Синтеза искусств” (взаимопроникновение, взаимообогащение, слияние живописи, музыки, литературы) в библиотечном центре проходят выставки картин. Дети, знакомясь с творчеством художников, пишут отзывы, эссе, делясь впечатлениями и ассоциациями.
Традицией в библиотеке стало празднование ее дня рождения – 1 декабря. Каждый год мы стремимся сделать этот день запоминающимся, необычным. 1 декабря 1998 года мы открыли цикл школьных мероприятий “Диалог с Пушкиным” балом пушкинской поры.
Подготовлен проект создания медиатеки на базе библиотеки. И пусть это слово звучит еще непривычно для школьных библиотек, и средства для реализации появляются гораздо медленнее и не в тех объемах, которые необходимы, мы очень верим в то, что это реально и достижимо. Основным фондом медиатеки станут издания, полученные благодаря участию в мегапроекте “Пушкинская библиотека”.
В 1998 году библиотечный центр участвовал в областном конкурсе школьных библиотек и победил в номинации “Библиотека будущего”. Именно это признание и поддержка Департамента образования и отдела народного образования Советского района позволили мне стать участницей Международной конференции “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире” в Крыму. Этот форум не только обогатил содержание и методы работы библиотеки, но и очаровал новыми знакомствами, общением с коллегами, придал новый импульс деятельности. Поездка помогла рождению новых замыслов и планов, нацеленных на повышение и укрепление экспериментального статуса нашей библиотеки.

Елена ИВАНОВА
Нижний Новгород
Фото автора
Об этой библиотеке можно тоже рассказывать
бесконечно. Мы надеемся, что это только первое знакомство и об опыте “библиотеки будущего” мы еще поговорим подробнее в следующем учебном году.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"