Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Сохранить душевное равновесие ребенка – это сейчас, может быть, главная задача школы

Мы боимся за своих детей

Раньше мы говорили:
– Родители отдают своих детей в школу, как в камеру хранения.
Для нас, учителей, деятелей образования, ученых, это было даже как-то унизительно.
– Ну что же это, мы ни на что другое не годны?
Нам хотелось и сейчас очень хочется, чтобы родители понимали, что школа – это не просто камера хранения. Нам хочется, чтобы родители разделяли с нами идеалы развития ребенка.
И в то же время долгие годы мы были твердо уверены, что сможем защитить своих учеников. Мы до сих пор из последних сил стараемся все сделать для того, чтобы в классе нашим детям ничто не угрожало.
И вот наступило такое время, когда школа – может быть, последнее, чему доверяют люди. Родители боятся отдавать ребенка в армию, чтобы он не стал жертвой чужой войны или насилия со стороны своих. Люди боятся выпускать ребенка на улицу, там опасность на каждом углу. Родители в маленьких городах не хотят отпускать своих детей, закончивших школу, учиться в больших городах – боятся.
Страх за ребенка – главная примета времени, в котором мы живем. Но родители все еще не боятся, когда ребенок входит в дверь школы.
Школа – единственное место, где маленький гражданин чувствует себя в безопасности. Так думают родители. И сохранить школу – значит сохранить единственный оставшийся остров детской сохранности.

А что мы обещаем?

И теперь уже мы не обижаемся, когда родители относятся к школе, как к камере хранения детей. Конечно, слово “камера” нам не нравится, но такая уж у нас стилистическая традиция. Психологи, например, даже пространство детских изменений называют “зоной ближайшего развития”. Почему зоной?
А мы уклад школы по старинке называем режимом. Почему режимом? А условия учебно-воспитательного процесса – единством требований. Зона, режим, требования – такая вот семантика жизни ребенка в школе. Мало того, почему-то у нас не прижилась и традиция давать школам имена. Никого не удивляет, никого не возмущает то, что наши дети учатся в школах под номером таким-то. Пока детская безопасность в школе не была самым главным делом, все эти детали не были такими заметными.
А сейчас перед нами вдруг совсем по-другому встали эти детали. Оказалось, что необходимо убрать из школьной жизни все, что так или иначе может вызвать ассоциацию с насилием, с угрозой, с агрессией. Оказалось, что необходимо защитить ребенка в школе от всего, что напоминает даже отдаленно уродливость взрослой жизни.
Недавно психологи провели такое исследование: хотят ли дети быть похожими на тех взрослых, которые их окружают? Результат такой: большинство детей не желает повторять судьбы своих родителей и быть на них похожими. Портрет взрослых выглядит так: раздраженный неудачник, конфликтующий с миром и с людьми. Не все дети воспринимают нас такими, но очень многие. И они не хотят быть такими, какими стали взрослые.
А несколько лет назад одни красноярские педагоги представили на конкурс “Авторская школа” проект, в котором главной целью был комфорт детей. Очень хорошо помню, какая была реакция и экспертов, и их коллег:
– В чем же здесь эксперимент? Разве это не естественно, чтобы ребенку в школе было комфортно?
Сегодня, когда комфорт ребенка, его защищенность и безопасность далеко не естественное состояние, я вспоминаю об этом проекте как об очень актуальном. Вот где настоящая цель и истинная задача – комфорт ребенка. Речь не только об удобной мебели или коврах, речь о том, чтобы каждая минута школьной жизни была наполнена радостью и спокойствием.
Читатель может спросить: “Зачем прятать ребенка от жизни? Наоборот, если жизнь так сурова и небезопасна, задача школы в том, чтобы подготовить ученика к суровым испытаниям. Надо научить его стойко переносить все тяготы и лишения, надо закалять, заставлять его пройти уже в школьном возрасте такие испытания, чтобы он или она были готовы встретиться с жизнью во всем ее неприглядном виде”. А недавно я прочитал в очень уважаемой газете статью директора школы, где школа радости выглядела неприемлемой утопией. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что самой жизненной школой сегодня будет школа радости. Радости детской жизни, а не драмы образования.
Во-первых, все-таки есть надежда, что, пока наши дети закончат школу, мы успеем наладить нормальную жизнь. Иначе – зачем? Во-вторых, у нас непростой выбор. Либо мы в школе воспроизводим тот жизненный уклад, который пугает нас самих, либо мы создаем в школе тот жизненный уклад, который нравится и нам, и детям. Если мы выбираем второе – нужна школа радости.

Ребенок имеет право на безопасность

Может быть, это главное право ребенка – доброта, защита, душевный комфорт в школе. Ощущение гарантированной неприкосновенности. Даже если из-за этого может пострадать успеваемость. Бог с ней! Сохранить душевное равновесие ребенка – вот что становится в сегодняшней жизни главной задачей педагога.
Любовь и свобода правят школой. Не так?
Так, только мы часто стесняемся это признать. От нас ведь требуют другого, требуют стандартов, требуют хороших отметок, требуют, чтобы наша школа снова была лидером по математическому обучению. Но ценой таких достижений будет страх ребенка перед школой и учителем. Страх, от которого мы хотим уберечь наших учеников. Потому что страх перед уличной шпаной и страх перед отметкой – это одинаковый страх, убивающий.
...Мы боимся за своих детей. Но мы можем их защитить. От страха в школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru