Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/1999

Архив

Двенадцатилетка:
если начинать не с прожектов,
а с реальных исследований
и экспериментов...

Интенсивность развернувшихся дискуссий вокруг проекта двенадцатилетки поражает.
С заинтересованностью и горячностью ученые мужи
и искушенные практики обсуждают сложный арифметический вопрос: действительно ли 5+5+2 равно 4+5+3. Еще активнее обсуждается проблема призыва в армию.
И, конечно, тема перегрузки несчастных школьников тоже попадает в центр этих дискуссий.
Большинство учителей и руководителей школ равнодушно-обреченно взирают на страсти, кипящие в средствах массовой информации и в высоких кабинетах. Им просто непонятно, что эти уважаемые люди так спешат, так кипятятся. Практикам невдомек, о каких двенадцати годах говорится. Входит ли туда четвертый класс, успешно пропускаемый в большинстве российских школ? Может быть, сначала довести по всей стране до ума одиннадцатилетку?
Но, главное, пожалуй, в том, что обсуждение двенадцатилетки навязывается практикам вне контекста осознаваемых ими проблем и вызовов.

Каким может быть новое содержание образования?

Наиболее часто в качестве трудности упоминается перегрузка школьных программ. Но простое удлинение не имеет никакого отношения к разгрузке школьников. Более того, это лишь позволит предметным лобби продолжить борьбу за время в учебных планах для заталкивания туда дополнительной информации.

Вопрос о двенадцатилетке лишь обостряет вопрос об обновлении содержания образования. Действительно, можно обсуждать введение новых форм образования и новых содержательных областей, отвечающих современной социокультурной ситуации.

Примером такого хода много лет назад было введение одиннадцатого класса для получения рабочих специальностей. Попытка эта не удалась, но за ней стояла, во всяком случае, ясная педагогическая, а не бухгалтерская идея. Можно представить себе кадетские корпуса, специализированные школы, где увеличение срока обучения становится осмысленным и оправданным с точки зрения новых педагогических задач. Вполне вероятно, что серьезным содержательным шагом было бы разрешение таким школам продлевать сроки обучения, нарабатывать опыт, который затем обобщался бы и анализировался для построения общегосударственной стратегии.

Еще раз подчеркнем, речь может идти не только о расширении старшей школьной ступени, но и об изменении сроков обучения на других ступенях, если для этого будут появляться содержательные задачи. Например, к числу базовых умений сегодня надо относить не только чтение, письмо и элементарный счет, но и владение компьютером. Почему бы в школах не опробовать удлинение начальной школы для такого расширения учебных программ?

Эти предложения могут вызвать негодование. Казалось бы, все как раз и борются за разгрузку детей, а здесь предлагается увеличение нагрузки. Нет, мы ведем речь не о механическом увеличении нагрузки, а о новом содержании образования. Если такой идеи обновления содержания образования не будет, то традиционное школьное содержание просто расширится, захватив освободившееся для продолжения привычных занятий время. Кстати, увеличение продолжительности обучения может быть оправданным не только для введения в школе нового учебного материала, но и новых форм педагогической работы, новых подходов. Не исключаю, например, что логика разворачивания программ развивающего обучения по Давыдову–Эльконину или школы диалога культур может потребовать дополнительного года-двух в школе. Но и в этом случае увеличение сроков становится средством решения педагогической задачи и получает ясный, содержательный контекст.

Дешевле, чем тюрьма. А эффект тот же

Еще одну проблему, для решения которой может потребоваться увеличение сроков «школьной службы», точнее, целый класс проблем, можно назвать социальной защитой и поддержкой молодежи. В этом случае решается ясная социальная задача – удержать молодежь как можно дольше в организованных формах, защитить их от вредного влияния улицы, от наркотиков, от безработицы и преступности.

При этом, как и в предыдущем случае, можно обнаружить сотни уже существующих прецедентов продленного обучения. Разве не эту функцию выполняют ПТУ, центры дополнительного образования, школы рабочей молодежи? Что могло бы естественнее разрешить и, более того, стимулировать эксперименты в сфере социальной поддержки молодежи, включающие в себя различные формы продления обучения. Заметим, что аргумент по поводу социальной защиты приводится во многих публикациях о двенадцатилетнем обучении. Но он приводится как оправдание этого проекта, а все должно быть наоборот – обсуждение социальной поддержки должно (точнее, может) приводить к различным идеям о продлении сроков обучения.

Наша школа рассчитана на ребенка без возраста

Наконец, актуальной проблемой современной школы (впрочем, близкой первой) является несоответствие сложившихся ступеней образования и культурно и исторически обусловленных возрастных периодов.

«В основе организации нашего образования, – писал Д.Б.Эльконин в 1983 году, – лежит представление о чисто количественных изменениях, происходящих при переходе из класса в класс и особенно от одной ступени к другой... процесс развития представляет собой непрерывную прямую линию количественных накоплений... Эту непрерывную линию произвольно делят на отрезки любой длины, совершенно не считаясь с объективными закономерностями процесса психического развития...» («Избранные психологические труды», М., 1989; с. 99). Увы, в дискуссиях о двенадцатилетке проглядывает та же методология.

В 1997 году в Красноярске на конференции «Педагогика развития: возрастные периоды и ступени образования» о проблеме соответствия ступеней образования и периодов взросления как об одной из кричащих проблем современной школы говорил Василий Васильевич Давыдов. На этой конференции и в последующих публикациях были приведены данные исследований, проведенных специалистами Института экспериментальной педагогики Сибирского отделения РАО, о связи естественно-культурных процессов взросления и сложившихся искусственных учебных структур. Среди них данные о нежелании старшеклассников взрослеть и покидать школу, о важности и специфике подростковой школьной ступени, о динамике становления детской учебной группы в начальной школе.

Так, в работах П.Сергоманова и А.Аронова установлено наличие естественных двухлетних циклов в начальной школе. Поэтому в практике нашей экспериментальной школы мы, не переходя на программу 1–4, присоединили 5 класс к начальной школе, создав два цикла: 1 и 2 классы и 3 и 5 классы. Эффективность этого шага подтверждается и педагогическими, и психолого-физиологическими данными.

Нами с 1993 года разрабатывается модель подростковой школы со специфическими содержанием и формами обучения. В исследованиях динамики психического развития, проведенных в этой подростковой школе (В.Башев, К.Поливанова), в 6–9 классах не удалось установить циклов, аналогичных тем, о которых мы говорили выше. Однако отдельные факты и наблюдения позволяют говорить о том, что нормальной продолжительностью подростковой школы являются 4 года. Заметим, что введение в подростковой школе ранней специализации могло бы изменить эту цифру.

В других исследованиях (Б.Хасан, И.Фрумин) показана и адекватность продления старшей школы до трех лет. Это связано со сложившимися в современной ситуации темпами становления социальной зрелости и спецификой советской специализированной высшей школы.

Если же руководители нашего образования хотят с помощью удлинения школьного времени повысить качество, конкурентоспособность, адекватность российской школы, то именно эту проблему и надо обсуждать. При этом надо разрешить экспериментирующим школам «игры» со сроками обучения. Это сможет дать теоретикам и управленцам огромный материал для размышлений, эффективные варианты связи сроков обучения, содержания образования, организационных структур.

И.Д.Фрумин,
директор Красноярской университетской гимназии – Федеральной экспериментальной площадки, зав.кафедрой педагогики КГУ

Как вы относитесь к идее увеличения срока обучения в средней школе с 11 до 12 лет?

Такой вопрос задали 1600 россиянам сотрудники Всероссийского Центра изучения общественного мнения. И вот какие ответы получены:

Целиком положительно и скорее положительно 25
Резко отрицательно и скорее отрицательно 58
Затруднились ответить 17

“За” или “против” двенадцатилетки высказывались в равной степени как мужчины, так и женщины. Более или менее одобрительно отнеслась к перспективе двенадцатилетнего обучения молодежь 18–24 лет, люди со средним образованием, по роду занятий – преимущественно руководители и управленцы; те респонденты, у кого в семье проживают более 5 человек; в основном – с низкими среднедушевыми доходами и у которых на питание уходит примерно половина семейных доходов; жители северных регионов РФ и особенно жители сел.

Соответственно по другую сторону баррикад: люди 40–54 лет; с высшим образованием; по роду занятий – преимущественно независимые предприниматели, военнослужащие и домохозяйки; те респонденты, у кого в семье проживают не больше 5 человек; люди с высокими среднедушевыми доходами и у которых на питание уходит менее половины семейных доходов; те, кто оценивает свой уровень покупательской способности как “денег хватает на одежду и продукты, но для нас невозможна покупка вещей длительного пользования”; жители юга России и больших городов.

Наталия КИМ,
пресс-служба ВЦИОМ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru