Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Самый грустный школьный праздник

Последний звонок – это, наверное, самый грустный школьный праздник: прощание с детством. Каждый взрослый помнит торжественную линейку, нарядных выпускников и чуть-чуть растерянных родителей, которые не могут поверить, что их дети уже взрослые.
Нет, еще не взрослые, просто школьная программа выполнена, просто учебники прочитаны, просто уроки закончились. И уже никогда не будет отметок в журнале
и в дневнике. А последний звонок – это повод сказать друг другу слово, которое останется в памяти последним школьным звонком.

Для учеников

Для сотен тысяч выпускников это последний день учебы в школе.

Начало мучительного экзаменационного марафона. Если вы будете выступать перед своими учениками во время последнего звонка, то вы, наверное, подумаете о том, что традиционная фраза «Сегодня вы вступаете в жизнь» не совсем верна. Стоящие на линейке выпускники это прекрасно понимают. Они знают, что эта фраза совсем не верна, потому что перед настоящей жизнью им еще предстоит пройти жесткий обряд инициации.

Взрослые, перед тем как принять вчерашнего школьника в свое сообщество, желают подвергнуть его, или ее, бессмысленному испытанию – выпускным экзаменам. А некоторые, для того чтобы доказать взрослым, что они уже дважды готовы считаться взрослыми, сдают экзамены два раза – выпускные и вступительные, вот по ним-то и можно считаться окончательно взрослым, то есть таким взрослым, который готов к высшему образованию.

Безумное количество выпускных экзаменов, не проверяющих ничего, кроме способности учеников запоминать вещи, к запоминанию не приспособленные. Экзамены, в которых нервное напряжение, страх перед неудачей, а главное – ощущение полной беспомощности, когда все зависит от случая, от того, успел ли ты выучить то, о чем тебя спросят.

Настоящий учитель все равно ставит выпускнику ту отметку, на которую ребенок знает предмет. Он всегда помогает ученику на экзамене и никогда не устраивает из экзамена пытки, кошмара, который потом долго еще снится перенервничавшему школьнику. Потому что настоящий учитель знает: взрослый мир совсем не так идеален, и не имеют взрослые никакого права испытывать выпускников, чтобы считать их взрослыми.

Наоборот: вся надежда на то, что эти самые мальчики и девочки сделают взрослый мир добрее и разумнее.

Тогда и учителю станет легче.

Для директора

Есть в Хабаровске замечательный директор – Александр Максимович Копытов. Я давно его знаю, еще в середине восьмидесятых он был активным эвриканцем и сторонником педагогики сотрудничества. Таких директоров в России и много, и мало. Много – потому что они есть в каждом городе, почти в каждом сельском районе. Бесконечно преданные детям, абсолютные бессребреники, педагоги от Бога, а не от науки. Земные праведники, на которых и держится школа. Потому что это образцы, уровень. Они и есть стандарт российского образования в самом правильном смысле этого слова.

Повторю, таких директоров и много, и мало. В Москве есть Александр Тубельский, в Ижевске – Валентина Харитонова, в Томске – Александр Сайбединов, в Красноярске – Герман Кушкин, в Сочи – Александр Ковалев, а в Хабаровске был Александр Копытов. Был, потому что полный сил и энергии, а главное, замыслов директор подал заявление, которое ему подписали.

История проста и банальна. Школа Копытова находится в самой трудной части города – Хабаровске-2, это Железнодорожный район. Обстановка там такая, что детям лучше после школы сидеть дома. Да им, собственно, и пойти некуда, никакого дополнительного образования там почти нет. А Копытов создал в школе уникальную систему выявления способностей каждого ученика и построения индивидуальных программ в старших классах. Ученики получали дополнительное образование по 23 профилям и даже получали свидетельства и могли работать сразу после школы. И все это Копытов делал, используя всего десять дополнительных ставок. Так вот, уже второй год в районе, как и во всей стране, идет один большой секвестр – тотальное сокращение всего и вся. И в районе решили сократить и копытовские дополнительные ставки. А чего их не сократить, зачем они нужны, тем более что нет денег на самые важные предметы, а тут какие-то парикмахеры, фотографы… Да и Копытов этот… ненадежный для начальства директор. В том смысле, что генеральную линию неправильно понимает. Помните, в октябре прошлого года забастовки были? Его школа бастовала. А в январе уже почти никто не бастовал, а 9-я, копытовская, целых три дня бастовала. Ну какие там могут быть эксперименты или инновации, если директор так неправильно себя ведет.

И после январской забастовки в школе начались проверки. Четыре финансовые ревизии не выявили никаких нецелевых расходов, только бухгалтерские нарушения. За них Копытову объявили выговор, хотя 9-я школа первой в Хабаровске перешла на финансовую самостоятельность и до забастовок особых претензий к ней не было. А чтобы поставить Копытова на место, его, проработавшего в образовании 35 лет, и в этой самой 9-й школе директором четверть века, аттестовали как начинающего.

Помните, как шеф гестапо Мюллер сказал советскому разведчику, полковнику, почти герою Советского Союза:

– Не зарывайтесь, Штирлиц!

Вот так и Копытову не сказали, но дали понять районные и городские руководители:

– Не зарывайтесь, Копытов. Мы и вас аттестуем как новичка, и ставки ваши дополнительные ликвидируем.

– Да если вы это сделаете со ставками, я уйду из школы.

– Сделаем, сделаем, будьте уверены.

Они – сделали. Он – ушел.

И ведь не придерешься – сам заявление написал.

Правда, когда об этом узнала начальник областного комитета образования Людмила Обухова, чуть за голову не схватилась. Пригласила к себе, долго с ним разговаривала, пыталась переубедить. Пока не удалось. Людмила Филипповна собирается еще раз встретиться, на этот раз она сама к нему поедет, будет еще убеждать изменить решение.

Как вернуть Копытова в школу?

Для всех, кто понимает размеры хабаровской трагедии и знает о ней, – это тема дня. А.Копытов очень известный педагог, люди звонят из Хабаровска в Москву, из Краснодара в Петрозаводск.

…А вы знаете, какова «цена вопроса»? Ставка дополнительного образования в 9-й школе – 500 рублей плюс дальневосточная надбавка – итого 800 рублей. Помножить на десять: 8 тысяч рублей в месяц.

А во сколько обойдется уход Копытова?

Для школы

«Мы, родители детей, обучающихся в НОУ «Школа проектирования», просим вас оказать школе содействие».

Это начало письма родителей из Сургута. Там последний звонок может стать последним для целой школы. А школа хоть и маленькая, но очень интересная. В ней учат проектировать свое образование. Там особый уклад, особое содержание, даже предметы особые – например, эйдетика.

Создал школу очень интересный директор – Владимир Новиков, за его экспериментом с большим вниманием следят много людей: и ученые, и практики. Можно ли дать ученику возможность самому проектировать свой идеальный образ? И самому строить свое образование? Конечно, это не означает, что дети сами составляют учебные программы, все не так просто. Но самим создавать нормы своей жизни и своей учебной деятельности – это представляется В.Новикову возможным.

Вот только школу могут закрыть. То есть не закрыть, а она сама прекратит свое существование.

(Копытова ведь тоже никто не увольнял, сам заявление подал.)

История такая же простая и банальная, как и в Хабаровске.

В июле 1996 года школа заключила договор на 15 лет на аренду здания бывшего детского сада «Колокольчик». Здание принадлежит АООТ «ИнжНИПИнефтегазстрой».

Здание бывшего детского сада «Колокольчик» было не в самом лучшем состоянии. Школа сделала капитальный ремонт, в чем ей очень помогла администрация города Сургута. Всего вложили 500 млн рублей (старыми).

Дальше процитируем письмо родителей:

«После ремонта школа оказалась в затруднительном положении и просила арендодателя зачесть ремонт в счет арендной платы или отсрочить выплату арендной платы. На что владелец здания ответил отказом и затеял длительную судебную тяжбу, в результате чего по последнему решению суда от 22.04.99 г. школа должна освободить здание». Конец цитаты.

По признанию работников Сургутского управления образования, условия для детей в «Школе проектирования» идеальные. Туда вложено столько сил, средств, фантазии и энергии, что дети просто рвутся в эту школу. А АООТ «ИнжНИПИнефтегазстрой» требует освободить помещение.

Да как они вообще могут требовать арендную плату со школы, которая взяла ненужное им здание и привела его в божеский вид?

Как у них рука поднялась написать исковое заявление в суд и судиться со школой?

По последним данным из Сургута, ситуация там хоть и остается сложной, но школу пока не выселяют. По крайней мере приостановили вывоз мебели, а то уже просто настаивали на этом.

Так что последний звонок «Школа проектирования» скорее всего проведет в бывшем «Колокольчике».

А дальше – неизвестно.

…Если вы будете выступать на последнем звонке, пообещайте своим ученикам, что обязательно поможете им на экзамене.

И им будет легче.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru