Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/1999

Архив

Своя история

Султанбеков Б.Ф., Л.А.Харисова, А.Г.Галямова. История Татарстана. ХХ век. 1917–1995 гг.
IV часть. Учебное пособие для общеобразовательных заведений.
Казань. 1998. – 416 с.

С развалом СССР и получением субъектами Российской Федерации прав широкой автономии перед авторами вузовских и школьных исторических курсов открылось самое широкое поле для творческой деятельности. В спешном порядке начали создаваться национальные истории, творцы которых зачастую грешили откровенно националистическими высказываниями, а то и просто подтасовывали исторические факты. Поначалу было принято списывать эти тенденции на болезнь роста, но время шло, а ситуация менялась мало. В итоге стали раздаваться голоса в пользу возврата к единым программам и учебным пособиям. Своя доля истины в этой точке зрения несомненно была: изучение национально или регионально ориентированного курса истории в школе в значительной степени сужает круг вузов для поступления. Вряд ли преподаватели из Петербурга или Москвы согласятся принимать в качестве вступительного экзамена “Историю Поволжья” или “Историю Дальнего Востока”. К тому же куда деваться от конституционной формулы: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...”.

Другая крайность – полное игнорирование национальной и региональной истории, что неизбежно ведет к полному обезличиванию исторического процесса, превращению его в пресловутую сказку о “неустанной заботе партии и правительства о благе народа”. Особенно это касается такого сложного и неоднозначного периода нашей истории, как советский. Думается, что истина лежит где-то посередине, а именно во введении так называемого регионального компонента в школьные учебники по истории, который давал бы представление о событиях, происходивших в республиках и краях РСФСР в определенные исторические периоды.

Одним из первых начал реализовывать свою образовательную концепцию Татарстан. Вышла в свет IV часть учебника по истории Татарстана, освещающая наиболее сложный для республики период истории – 1917–1995 годы. Учебник выстроен по традиционной для школы схеме, но его содержательное наполнение сильно отличается от того, что мы привыкли видеть, открывая учебник по истории. Новый учебник не просто сообщает сумму неких абстрактных фактов, а рассказывает о жизни республики и ее многонационального населения в самых различных исторических обстоятельствах. Содержание учебника оживляется рассказами о судьбах и поступках людей, составивших как славу и гордость Татарстана, так и ее позор. Авторы учебника далеки от однозначных оценок и суждений. Принципиальная позиция авторов состоит скорее не в попытке кого-то в чем-то убедить, а в приглашении к диалогу по самым разным и не всегда удобным и приятным проблемам. К числу подобных проблем может быть отнесена история национально-государственного и культурного строительства в первые послереволюционные годы. При этом позиция авторов не голословна. Подбор документов, отражающих позиции центра и республики, приведенных в конце главы, убедительно показывает порой откровенно шовинистическую точку зрения, занятую высшим партийным руководством в вопросе отношений с национальными анклавами. Текст главы и документы фактически вскрывают причины распада СССР и “парада суверенитетов” 1990-х годов.

В то же время главы, посвященные Великой Отечественной войне, по сути, превращены в бесконечный пересказ боевых подвигов уроженцев Татарстана, что само по себе, безусловно, интересно и полезно с точки зрения эмоционального воздействия на читателя, но абсолютно не оправдано с точки зрения образовательной. Видимо, имело смысл предварительно дать хотя бы краткий исторический очерк об Отечественной войне. В противном случае учебник не может быть использован в качестве основного учебного пособия для школы.

К недостаткам учебника можно смело отнести и полное отсутствие картографического материала. Этот пробел становится особенно серьезным, если мы вспомним о том, насколько слабы у современных школьников межпредметные связи истории и географии. Также хотелось бы отметить излишне крупное деление материала на главы без разбивки глав на параграфы или хотя бы на разделы внутри самих глав.

В целом же учебник заслуживает только похвалы как один из самых удачных примеров использования материалов национальной истории в преподавании курса истории ХХ века.

Антон РОЖКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru