Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/1999

Архив
Василий Кольченко

Ключ к успеху - разнообразное повторение в игре

Год назад знакомая попросила меня научить ее трехлетнего внука чтению. Федя – развитой мальчик, с хорошим словарным запасом, но большой непоседа и шалун.

Ему вполне подходил популярный в Америке диагноз “гиперактивность и дефицит внимания”. Такому ребенку часто прописывают успокоительные таблетки. Вместо таблеток мы прописали ему уроки чтения.

В университете, где я работаю, начинались каникулы. В кладовке ждали своего часа специальные пособия для обучения чтению, которые мне хотелось испытать. Занимались мы три-четыре раза в неделю. С первой встречи мне стало ясно, что Федя будет делать только то, что ему нравится.

А нравилось ему, естественно, играть. Усидчивости, чтобы повторять буквы и склады, которые я ему подсовывал, хватало на пять секунд, не больше. Настаивать было нельзя. Заскучав, Федя швырял пособия на пол, выражение его лица менялось, становилось капризным и недобрым.

Мне было некогда заниматься дисциплиной, а главное – не хотелось ссориться. Мальчик возвращался из Нью-Йорка в Москву через месяц. За месяц я мог научить его чтению или не научить. Чисто дидактическая задача. Я готов был делать что угодно, лишь бы ее решить.

Мы придумывали разные игры, пели, плясали, повторяя между делом буквы и склады. Федя захотел играть в Винни-Пуха и Пятачка. Он был Пятачком – крошечным существом, а я Винни-Пухом, медведем с опилками в голове.

Медведь писал Пятачку записки, а тот пытался их прочесть. Или наоборот. Когда это надоедало, Пятачок прятался в дупло (под кровать), а Пух отправлялся на поиски.

Сидя в “дупле”, Федя визжал от восторга. Как легко обрадовать ребенка! Но за играми мы не забывали о чтении. Пособия висели на стенах, на шкафу, на двери. Федя сползал со стула на ковер, и я следовал за ним.

Учеба проходила за столом, под столом, на ковре, на диване. Хорошо, что нас никто не видел. От серьезного учителя вряд ли ожидают обучения под столом.

Федя уже знал многие буквы и склады, но часто путался, быстро забывал, а читать новые слова и совсем не мог. Что-то не замыкалось у него в голове, а подстегнуть его понимание никак не удавалось.

Я упрямо пробовал новые игры и приемы, хваля за малейший успех и незаметно поправляя ошибки. Иногда сам Федя говорил: “А давай угадывать слова” – добрый знак! Мне казалось, что он понимает, что мы делаем, и пытается помочь как может.

Если бы у нас было больше времени! Всему можно научить, имея достаточно времени. Месяц кончался, а мы все топтались на месте. Неужели неудача?

Прорыв случился на последней неделе. Федя неожиданно начал справляться с новыми словами – зачитал, как говорят учителя начальных классов. Запинаясь, по слогам, с ошибками, но без подсказок. Родители не верили своим глазам. Я сам не верил. Количество перешло в качество, словно по сигналу свыше.

Значит, не напрасно мы без конца возвращались к буквам и складам, не зря я развешивал таблицы и пел песни. Федина память впитывала все, что он видел и слышал. Его мозг постепенно насыщался, а потом внезапно сделал скачок, удививший всех нас.

Насыщение произошло, потому что повторение было разнообразным. Если бы я занудно долбил “Ма-ша, ка-ша”, Федя устроил бы истерику на первом же занятии. Ребята постарше и посдержаннее истерику не устраивают, они просто отключаются. Разнообразное повторение в игре – ключ к учебному успеху.

Второе условие – терпение. Забросил учебное семечко и жди ростка. Не забывай поливать, ухаживать, но не отчаивайся, что не видно результата. Семечко прорастет в свой срок. Если его каждый день выкапывать, проверяя росток, то никакого результата не увидишь.

Перед Фединым отъездом я пришел к нему в гости. Только открылась дверь, как он бросился ко мне, обнял мою ногу и не хотел ее отпускать, пока я не обнял его в ответ.

Потом он потащил меня показывать игрушки. Мне он показывал игрушки, а меня – родителям с гордостью хозяина и друга: “Мама! Папа! Это Вася!” За столом он хотел обязательно сидеть рядом со мной. Мне было неловко – родители казались обделенными его любовью. Но сердцу не прикажешь, особенно сердцу ребенка. За обедом Федя спрятал свою ладошку в моей руке.

Через полгода я получил от него письмо, написанное неровным детским почерком.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru