Встреча проходила
в атмосфере дружбы и...
взаимоштопки
Можно ли на уроках русского языка
действительно заниматься «великим и могучим» и
при этом как бы невзначай открывать
справедливость опостылевших правил? Готовиться
к экзамену по русскому языку – и при этом не
переставать удивляться и радоваться тому же
самому русскому языку?
Еще большая редкость на уроке – это разговор (не
дискуссия, запланированная учителем!),
нормальный живой разговор учеников друг с
другом.
Не по поводу новых джинсов-клеш и не на предмет
покурить на переменке. А... по делу.
По материалу урока.
Как устроить ребятам эти встречи – встречи друг
с другом (в этом, может быть, самая наша главная
педагогическая задача и есть?), встречи с
предметом?
И при этом чтоб еще и скучно не было. А? Хочется
думать, что можно. Например, так.
То, что в обычных упражнениях по
русскому языку называется «вставить пропущенные
буквы», у нас называлось «заштопать дырки». Слово
дырки в том или ином контексте растворено в самом
воздухе ученической жизни.
Дырки (пропущенные буквы) есть в упражнениях
учебника, во всех дидактических материалах по
русскому языку. Есть и в наших, собственного
производства, клеенчатых тетрадях (есть и в
«парусах» из «Одиночного плавания» – не забыли?
– то уже настоящие дырки).
Но все эти дырки – чужие, не собственного
приготовления, навязаны школьнику разными
умными дядями и тетями. Штопать дырки соседа по
парте (дырки, которые тот сделал собственноручно)
– это занятие уже полюбопытнее. Так ведь? Тогда и
соседу – чтобы он в это время не скучал – надо
что-то предложить взамен.
А как научиться свои дырки выдумывать? Идею
дырявого текста собственного приготовления нам
подарила знаменитая московская учительница
Лидия Константиновна Филякина.
Где тонко – там и рвется (рецепт
приготовления)
В каком месте текста могут быть дырки?
Конечно, в «ошибкоопасном», слабом. Где тонко –
там и рвется, не правда ли?
У гласных – свое «тонко», у согласных – свое. Еще
«тонкие» места – это всякие знаки (ь и ъ), дефисы,
альтернатива «вместе или раздельно?» и тому
подобное. В корне, в суффиксе, в приставке, в
окончании. Каждая дырка – непременно
какая-нибудь орфограмма...
Я рассказываю, а у ребят уже слюнки текут: хочется
поскорее начать делать в тексте дырки.
Значит, так. Ученик берет книжку (лучше ту,
которую он в данный момент читает), выбирает из
нее на свой вкус кусочек текста (полстранички) и
сооружает из него дырявый текст.
Возможен, например, такой вариант проделывания
дырок в тексте:
Уговор таков. Во-первых, наш девиз – не меньше
одной дырки в слове (очевидные случаи не в счет).
Во-вторых, текст должен быть написан разборчиво.
Аккуратность – это уважение к читателю твоей
тетрадки.
И, в-третьих, дырки должны быть достаточно
вместительны – ведь их же штопать кому-то
предстоит.
В-четвертых, пропуск знаков препинания
приветствуется в любом количестве.
И, наконец, в-пятых: книжка, из которой «дырявили»
текст, прилагается. Для чего – будет ясно из
дальнейшего повествования.
Поголовная занятость
Итак, текст “продырявлен” и лишен
знаков препинания. Чаще всего эта работа – кусок
домашнего задания. Так или иначе я обмениваю свой
дырявый текст на дырки соседа по парте (или
соседа сзади, соседа спереди – выбирайте!)
Быстро, за три – пять минут, штопаю соседские
дырки пока что «на живульку» – начерно,
карандашом.
Хоп! Обратный обмен.
Моя тетрадь вернулась ко мне. Вот теперь я беру
ручку и, сверяясь с книжкой, уже по-настоящему
крепко штопаю свой текст. Если карандаш не врет,
обвожу букву сразу ручкой. Если сосед ошибся, то,
ткнув его в ошибку (а он соответственно – меня),
стираю ее ластиком с лица земли и вписываю (не
вырубишь топором!) своей ручкой единственно
правильный вариант. Проверяю знаки препинания.
Готово! Прошло еще три – пять минут.
Текст – как новенький, «с иголочки». Мой дорогой
сосед между тем проделывает аналогичную работу.
А поскольку все являются чьими-нибудь соседями,
то все и работают. Поголовная занятость.
В световом пятне внимания
Сколько разных встреч состоялось у нас с
текстом – с разных точек зрения, под разным углом
зрения? Когда нашел подходящий (чтоб слова
потруднее!) кусочек текста в книжке и проделывал
в нем дырки – раз. Когда сосед дергал меня за
рукав: «А что это у тебя за слово?» – два. Когда
штопал начисто ручкой свой текст – три (не говоря
уж о том, что и соседский карандашом
подштопывал!). И, сверяясь, посматривал при этом в
книжку – четыре. И при каждом обращении к тексту
в световое пятно моего внимания попадали разные
(!) слова.
За каких-то десять минут сколько перелопатили! (И
не кастрированного языка учебных упражнений, а
того самого, «великого и могучего»). Нужно много
текста через себя вот так пропустить. Тогда,
может быть, заработает интуиция.
В детской голове подсознательно складывается
сложнейшая классификационная работа. Слово
(словосочетание, предложение), отнесясь к
какому-либо классу явлений и подчиняясь его
законам, уже не одиноко. Оно обзаводится
определенными привычками, манерой поведения. И
становится невозможным написать его иначе, чем
увидел в тексте…
Сосед по диагонали, ау!
А сколько же было деловых встреч с
соседом? Именно деловых. А не на предмет
партизанской подпольной деятельности.
Сколько раз мой сосед открылся мне с неожиданной
стороны и я подивился тому, на что прежде не
обращал внимания?
Сколько раз я узнавал в его дырявом тексте свой
собственный! В его удачах и неудачах – свои.
А ведь сосед (партнер) у меня всякий раз новый. Мы
работаем в ситуативных четверках (малых группах),
так что у меня соседей много: сосед слева, сосед
справа и сосед по диагонали.
Что касается отметок, то – пожалуйста! «Отмечаю»
у соседа в тетради «удобство дырок» (комфортно ли
мне было буквы в его дырки вставлять) и «качество
дырок» (не по мелкому ли поводу они проделаны;
ведь чем сложнее орфограмма, тем серьезнее повод,
не так ли?)
Отметка. Личная подпись. А учитель выставляет эти
отметки в журнал. Чем не оценка работы?
Шифровка из центра
Работ с дырявым текстом можно
напридумывать много.
Командам раздается один и тот же отрывок текста.
Каждая команда на свой лад делает его дырявым и
передает в другую команду, допустим, по часовой
стрелке.
Следующий шаг. Над каждой дыркой (в том числе
вариантом слитного, раздельного или через дефис
написания) или над пропущенным в тексте знаком
препинания надо поставить соответствующий номер
орфо- и пунктограммы из нашей «Проработки
ошибок» (тоже собственного сочинения), то есть
соотнести проблемный случай с определенным
грамматическим правилом. Выписать цифры в ряд –
и получится шифровка.
Интересно сверить ее с шифровками других команд.
Как вы думаете, получатся ли они одинаковыми?
Конечно, нет. И чем больше различных вариантов,
тем интереснее детям.
И уж конечно вариативность – бальзам на сердце
учителю. Ведь есть что обсудить! При этом тема
обсуждения не спускается учителем сверху, а
рождается тут же, в недрах класса. И учитель
знает, что на этот раз он сможет высказать свое
мнение, будучи услышанным.
А теперь, когда все недоумения
разрешены, хоп! – оставили свои тетрадки на
местах и перешли в соседнюю команду – в самый раз
заняться штопкой. По поводу каждой дырки (чем ее
заштопать) нужно все же еще раз окончательно
договориться. Над вашими тетрадками сейчас тоже
склонились головы из дружественной команды. Тоже
о чем-то шушукаются.
Хоп! – команды вернулись на свои места. Теперь,
сверяясь с первоисточником, можно заштопать свой
текст уже ручкой, подбирая вдоль дороги
соседские ошибочки. Остается договориться, какие
отметки ваша компания ставит штопальщикам: одну
– за грамоту (по количеству отловленных ошибок),
вторую – за дружбу (одинаково ли заштопаны
дырки?) Отметки, таким образом, получают все –
командные. А рисковый учитель ставит их в
дневники и журналы.
Который из пяти?
А вот пример работы, срежиссированной
похитрее.
К работе принимаются, предположим, пять
различных текстов, будь то отрывки из Толстого
или из учебника по физике. И лучше, если тексты
выберут сами ученики. Допустим, от каждой команды
– по абзацу. На доске выписываются названия книг
или учебников. Тех, что в классе имеется
несколько штук. Плюс координаты абзацев.
Итак, задание командам: втайне от других команд
выбрать один из абзацев, отыскать его по адресу в
книге и зашифровать. А это значит, как вы уже
знаете, сделать из него дырявый текст, над каждой
дыркой и пропущенным знаком препинания
поставить номер орфограммы и на листочке
выписать цифры в ряд.
Это задание интересно старшеклассникам, но оно
по силам и малышам. Просто у них в обиходе всего с
десяток орфограмм, и их дырявый текст не будет
таким дырявым, как изрешеченный пулеметной
очередью текст старшеклассников.
А вот соблюдать конспирацию и не выдать, над
каким абзацем трудишься, трудно и тем, и другим.
Но в противном случае, если информация все же
просочится, работа лишится своей изюминки. А
изюминка ее в том, что по шифровкам, которыми
обменяются команды, им предстоит угадать, что это
за текст. Откуда? Из какой книжки?
Может быть, это тот же абзац, что и у нас? Сравним
шифровки. Разные... нет, похожи... Так
обнаруживаются варианты. А какой правильный?.. И
опять ребятам есть о чем поговорить. И это
здорово, потому что разговоры – по делу.
Глядишь, и учитель услышит наконец от своих
учеников долгожданные и сладостные вопросы.
Грамматический десерт
...Ну а если явно не наш кусочек? Для
идентификации придется из всех подряд абзацев
делать дырявые тексты и шифровать. Хотя бы по
первому предложению из каждого. Учителю надо
очень постараться, чтобы в этом месте у ребят не
появился настоящий азарт.
...Вот и вся русская грамматика в активе. И
сладостен для слуха учителя русского языка
добровольный ученический лепет о тонкостях
русского языка: чередованиях и обращениях,
причастиях и обособлениях, орфограммах и
пунктограммах... А ведь ребятам и вправду о многом
надо договориться друг с другом – дело не ждет. И
надо – действительно, а не чтобы сыграть с
учителем в поддавки.
Невзначай по дороге можно и открытие
какое-нибудь сделать. Например, сравнив (а цифры
говорят сами за себя) толстовский синтаксис и
синтаксис учебника по биологии. Мой друг и
коллега говорит, что по-настоящему восхищаться
человек может лишь тем, что сам открыл. И
по-настоящему сомневаться он может лишь в том, в
чем засомневался самостоятельно. Ведь это
сомнение он открыл сам.
Штопку дырок можно устроить и в классе на десерт.
Хорошо бы опять-таки командную – чтобы еще раз
спровоцировать детей на деловые
разговоры-договоры и тем самым, между прочим,
уменьшить вероятность ошибки. Хоп! – перешли по
часовой стрелке в соседнюю команду...
Ну а не хватило на уроке времени на штопку –
можно и на дом задать. Тоже хорошо: в начале
следующего урока хозяину тетрадки и штопальщику
будет что обсудить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|