Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/1999

Архив
Василий Кольченко

Попробовал и я укрощатъ время на своих занятиях...

Мы уже говорили о том, как педагоги-новаторы растягивают или сжимают учебное время, приспосабливая его для разнообразного повторения материала.

Так удобнее детям, так лучше для их памяти, внимания, мотивации, творчества. Учебная работа идет быстрее, веселее, дружнее, коэффициент полезного действия урока не просто растет, а зашкаливает.

Почему же при всех этих преимуществах лишь немногие учителя пользуются этим подходом? Потому что старый подход кажется нам логичным и неоспоримым. Один урок – одна тема. Повторение? А как же, мы все время повторяем. Ведь новый материал обычно связан с предыдущим, разве это не повторение?

Конечно, для учителя эти связи очевидны, зато для учеников они часто незаметны. Учитель привычно повторяет знакомый материал, а дети потеряны в дремучем лесу новых понятий.

Позже мы удивляемся: отчего же ученик так мало усвоил? Оттого, что была лишь видимость повторения. Работа шла в голове учителя, а не в голове ребенка. В лучшем случае он добросовестно глядел на учителя, не мигая, стараясь не выдать свое непонимание и мечтая о спасительном звонке.

Да и не так просто начать работать по-новому. Если бы это было просто, все бы уже давно так работали. Когда хорошо детям, хорошо и учителю. Все мы не прочь побывать на гребне педагогического успеха, в окружении радостных, умных и уважительных учеников.

Но чтобы получить результат, надо понять и воспроизвести всю систему. Отдельные приемы иногда помогают, а иногда нет. Если снять с автомобиля колесо, далеко на нем не уедешь. Для быстрой езды нужен весь автомобиль, да еще полный бак горючего в придачу.
Казалось бы, вот уже все понял, во всем разобрался, а дело не идет. Руки не доходят, нет подходящих условий, не хватает стимула. Тогда пробуешь отдельные приемы. Это тоже полезно – экспериментировать в классе, в сотрудничестве с детьми, в своей педагогической лаборатории. Надо только не спешить с выводами, не отчаиваться при первой неудаче.

Наверно, самые приятные минуты в педагогике – после хорошо проведенного урока. Но не менее драгоценный момент – когда торопишься на урок, чтобы проверить новый прием или идею. Такое творческое нетерпение многого стоит. Пока оно не угасло, учитель не просто отбывает часы в классе, а ищет ответы на вечные педагогические вопросы в общении с детьми.

Но когда отношения с учениками уже налажены, в чем состоит центральная учебная проблема? Это проблема времени. Лысенкова говорит: “У меня на уроке на все и на всех хватает времени”. И это не просто слова, я не раз бывал на ее уроках и видел, как эффективно, легко и непринужденно идет учебная работа.

Завидно, ей-богу! Кому не хочется стать хозяином времени на уроке, вместо того чтобы быть его рабом? Педагоги-новаторы – укротители времени, они все успевают сделать, еще и запас остается. Многим учителям знакомо другое чувство: не успеваю! Учебная машина буксует, детское понимание то и дело заклинивает, время утекает словно вода сквозь пальцы.

Попробовал и я укрощать время на своих занятиях. Я читаю лекции в университете, а что нужно от хорошего лектора? Держать внимание большой аудитории, делая сложную науку понятной и интересной. На лекциях все было замечательно, зато на экзаменах – хуже. Что тут придумать?

Я стал повторять в начале лекции то, о чем говорил накануне. Всего пять – десять минут, а студентам помощь. Кто забыл материал – вспомнит, кто не понял – поймет, кто пропустил – нагонит.

Но как убедиться, что меня действительно слушают и понимают? Задавая вопросы. Вопросы замедлили темп, зато добавили живости. Людям нравится отвечать, когда ответ у них прямо перед глазами, в конспекте. Если задать вопрос посложнее, надо уже и подумать. Тоже полезное упражнение.

Сперва я повторял содержание только одной предыдущей лекции. Потом стал повторять содержание двух, трех. Вступительная часть занятия удлинилась, основная часть стала короче. Зато каждую тему мы проговаривали в классе не один, а три-четыре раза. Тогда и новый материал усваивался легче.

Постепенно студенты вошли во вкус, результаты тестов улучшились. Но когда мы стали повторять одно и то же в пятый и шестой раз, я почувствовал неладное. Студенты заскучали. Им надоело отвечать на те же вопросы и повторять тот же материал. Повторение незаметно превращалось в зубрежку.

Значило ли это, что в классе все до одного все поняли и запомнили? Нет, конечно. Просто моя идея себя исчерпала. Я убедился, что повторять материал в такой форме можно лишь до определенного предела. Дальше интерес заменяется скукой, инициатива – пассивностью, добрая воля – насилием.

Это и есть зубрежка – повторение из-под палки. Незабываемый опыт: “Перед-экзаменом-все-знал-назавтра-все-забыл!” Можно ли его избежать? Чтобы повторение было интересным, разнообразным, увлекательным, а запоминание – прочным. Чтобы быстрые ученики не зевали от скуки, а медленные не отключались из-за непонимания.

Как педагогика сотрудничества отвечает на эти вопросы?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru