“...И получил отвращение к учению и книге”
Никто и не знал, что человек, закончивший три
класса сельской школы, станет крупнейшим в
России книгоиздателем
И.Д.СЫТИН. 1901 г.
Его сравнивали с Уильямом Херстом, называли
“американцем” – кто одобрительно, кто с
осуждением. Деловая хватка, головокружительная
издательская карьера малограмотного выходца из
крестьян и восхищали, и раздражали. М.Горький,
обязанный Сытину широким распространением своих
произведений и финансовой поддержкой, и тот
однажды в сердцах назвал его “книгорыночным
крокодилом”. В Москве существует музей,
помогающий разобраться в личности этого
непростого человека.
Cудьба крупнейшего российского книгоиздателя,
просветителя, миллионера и мецената похожа на
судьбы многих предпринимателей периода
возникновения капитализма в России. Отличается
лишь одним: после захвата власти большевиками
Сытин, имевший к тому времени немалые счета в
иностранных банках, не пожелал покинуть родину.
“Мне прибылей не надо. Мне только работать”.
Власть национализировала все сытинские
предприятия, а он стал бесплатным консультантом
Госиздата. В 1928 году Совнарком выделил “русскому
Херсту” пенсию в 250 рублей и разрешил остаться в
небольшой квартире в доме по Тверской, 12. С 1986
года здесь мемориальный Центр-музей им.
И.Д.Сытина.
Поражает аскетичность обстановки. Мебель и
светильник в стиле русского модерна в гостиной.
Узкая деревянная кровать, трюмо, письменный стол
и скульптурка Льва Толстого в комнате, где Сытин
работал над знаменитыми мемуарами “Жизнь для
книги”. Впрочем, по свидетельству близких, в быту
книгоиздатель всегда был неприхотлив.
Заработанные средства вкладывал в развитие
производства. Деньги шли на выпуск роскошных
фолиантов для просвещенной части общества и
дешевых книг и учебников для малограмотных
крестьян.
Проучившись три года в сельской школе, Иван
Сытин вышел оттуда “ленивым и получил
отвращение к учению и книге”. Спустя пятьдесят
четыре года, на праздновании 50-летнего юбилея его
издательской деятельности, Сытина назовут
“подлинным министром образования”. “Министр”,
правда, писал не очень грамотно до глубокой
старости.
Иван Сытин начинал 15-летним приказчиком в
книжной лавке купца-старообрядца Петра Шарапова
у Ильинских ворот. Через десять лет Сытин открыл
собственное дело – мастерскую в две комнатки
близ Дорогомиловского моста – и приступил к
выпуску лубочных картин. Книгоноши – офени
распространяли эту нехитрую продукцию по всем
уголкам крестьянской России. Вскоре была
учреждена книгоиздательская фирма “И.Д.Сытин и
К0“, выпускавшая для малограмотных сказки и
произведения классиков, сокращенные, как сказали
бы сейчас, до размера комиксов. Предприимчивый,
но не слишком сведущий в литературе издатель
иногда попадал в курьезные ситуации.
“Посмотрел я рукопись, вижу: написано складно,
а главное, очень уж страшно. Такие страсти –
просто волос дыбом становится. Ну, думаю, эта
книга беспременно пойдет. Купил рукопись,
заплатил сочинителю пять рублей, отдал в печать.
И что бы вы думали? Нарасхват! Так понравилась,
так понравилась! Вдруг подходит ко мне метранпаж
и говорит:
– Что мы наделали-то, Иван Дмитриевич?
– Что такое?
– Да ведь мы Гоголя издали, не спросившись.
И показывает мне... “Страшную месть”.
Перелом во взглядах Сытина произошел,
безусловно, после знакомства в 1884 году с молодым
последователем Толстого Владимиром Чертковым и,
почти десятью годами позже, – с А.П.Чеховым.
Издатель уже мечтал “завязать связи с
недосягаемым для нас миром настоящей литературы
и настоящих писателей”. С выпуска рассказов
Лескова, Тургенева и Толстого началась
многолетняя деятельность
культурно-просветительского издательства
“Посредник”. Сытин стал единственным
посредником между большой литературой и народом.
Три года спустя он издал сочинения Гоголя по цене
всего 50 копеек и отметил, что “спрос превысил
самые смелые мои ожидания”.
По словам Чехова, И.Сытин основал издательскую
фирму, “где русским духом пахнет и
мужика-покупателя не толкают в шею”. Чехов же
убедил Сытина издавать общедоступную популярную
газету. “Товарищество И.Д.Сытина” приобрело
малотиражный консервативный листок, за короткий
срок превратив “Русское слово” в самое
популярное независимое российское издание. В нем
сотрудничали В.Дорошевич, зять Сытина Ф.Благов,
А.Амфитеатров, Виктор Розанов, Блок.
В экспозиции Центра-музея имени И.Д.Сытина –
библиотека изданий “Товарищества”: недорогие
“народные” книги и учебники (“Русский букварь”
Вахтерова раскупался по миллиону экземпляров в
год и выдержал 118 изданий), знаменитые сытинские
“Всеобщие календари” – тиражи этой
“энциклопедии на все случаи жизни” к 1916 году
достигали многих миллионов, богато изданные и
прекрасно иллюстрированные словари и
энциклопедии. Библиотека собрана младшим сыном
И.Сытина Дмитрием Ивановичем и в начале 70-х годов
нашего века вместе с архивом и квартирой на
Тверской, 12, передана им государству.
К 1917 году у Сытина – крупнейшая в России (если
не в мире) издательская фирма, сеть книжных
магазинов во многих городах империи, пятиэтажная
типография “Русского слова” на Тверской и
книгоиздательский комбинат на Пятницкой (ныне
Первая Образцовая типография). Он организует по
всей России народные читальни, строит школу в
Мелихове. Выкупает в пользу семьи Толстого
заложенную Ясную Поляну за права на все
посмертные издания писателя – деловой человек,
ничего не скажешь!
Сытину довелось беседовать с двумя последними
монархами и Лениным. Вождь мирового пролетариата
обещал издателю “его самого не
национализировать и предоставить жить как жил,
если не против нас”. Умер Сытин в 1934 году в
возрасте 83 лет от пневмонии. На Введенском
кладбище “последнего магната” хоронили близкие
друзья, родственники и несколько его бывших
служащих.
С 1986 года последняя квартира И.Д.Сытина – в
ведении Общества книголюбов России. В последние
годы всю музейную деятельность финансирует
созданный при музее клуб молодых частных
издателей-полиграфистов “Гайдельберг”. В
Центре-музее проходят выставки печатной
продукции, живописи, быта дореволюционной России
под общим девизом “История Отечества до 1917
года”. “Дальше 17-го года мы идти не хотим
принципиально”, – говорит директор музея
Наталья Алешина. Вокруг центра сложился
постоянный круг посетителей: люди, которые
приходили сюда еще детьми, коллекционеры
(выставки составляются только из экспонатов
частных собраний), музейные работники. Ближайшая
музейная выставка “Поэт и пророк” откроется в
середине апреля и будет посвящена Пушкину.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|