Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Есть новое хозяйство и новые отношения

Но чтобы все это работало, считают руководители Лабинского района Кубани, нужны люди с новой психологией. Вот почему они обратились к школе

Лабинский район зажат между Адыгеей и Карачаево-Черкесией. Старинная казачья станица, которая в старые времена имела даже свой “пластунский” полк. Живут там люди серьезные и не паникуют от трудностей, а пытаются найти выход. Несколько лет назад одними из первых лабинцы предложили идею развития своего района через образование. И тогда сторонников было меньше, чем противников. На Кубани вообще принято вначале посмотреть на вещи скептически. Зато и ошибок совершают меньше, а степенность считают важным качеством. Считают казаки, что детей надо воспитывать в труде и строгости, а учитель чтобы имел правильное понятие о сельском труде и почитании младших старшими.

И надо сказать, что школа на Кубани в последние советские годы отличалась тем, что на весь СССР гремела инновациями. Именно на Кубань приехали В.Матвеев и С.Соловейчик после опубликования манифеста “Педагогика сотрудничества”, и партийные органы организовали им публичные выступления, в том числе на телевидении. М.П. Щетинин после долгих лет мытарств в 1987 году по приглашению Краснодарского обкома приехал и осел в станице Азовской.

Сборы клубов “Эврика” проходили на Кубани, в Анапе и в Сочи. Сочи в те годы вообще был столицей новаторства: там проходил учредительный съезд Союза учителей СССР, там проходила знаменитая организационно-деятельностная игра, на которой ВНИК “Школа” Э.Днепрова разрабатывал контуры реформы. И, кстати говоря, первая региональная программа развития образования, принятая профессиональной общественностью, тоже была на Кубани. Ну и конечно “Орленок”, вечный памятник коммунарскому движению, – это ведь тоже Краснодарский край.

Так что Кубань – это удивительное соединение скепсиса, степенности и в то же время вечного азарта и поиска. Может, это климат такой?

В последнее время и местные производственники, и руководители колхозов, и предприниматели стали вдруг остро ощущать, как образование влияет на их производство. Раньше не замечали, поэтому к школе относились как к неизбежному бюджетному злу: надо отдать бюджетные деньги на образование – отдадим, если лишние будут. А не будет лишних – и так проживут. А сегодня многие стали понимать – качество образования сильно влияет на жизнь.

Например, недавно в Лабинском районе начали мощную экономическую программу: американская техника, голландская технология выращивания картофеля. Даже учитывая, что последние два года были для селян тяжелыми – то наводнение, то засуха, – можно считать, что прорыв в хозяйстве района совершен. Но что заметили: высокие технологии на производстве и новая техника требуют другой психологии работника. И не только работника, но и начальника. Обнаружилось, например, что договорные отношения, основа основ современного процветания, для многих руководителей хозяйств и работников совсем не святы. И тогда глава администрации района Владимир Романенко спрашивает у учителей:

– А как можно воспитать человека ответственного, а не просто знающего все предметы на 4 и 5? Как эти голландцы своих детей учат, что те не только знают, но и понимают, что и как надо делать? Ну что, наша школа хуже?

Оказывается, хозяйству Лабинска очень нужны сегодня хорошо мыслящие и предлагающие что-то новое... дети.

– Вы понимаете...

На Кубани почти любая фраза начинается с этой присказки – “вы понимаете”, причем произносится это проникновенно и с тайной надеждой: “Вы понимаете? Ну сейчас не понимаете, но потом как-нибудь призадумаетесь и поймете, обязательно поймете, вы же такой умный человек, мы вам верим”.

– Вы понимаете, нам же трудно привыкать к этой новой жизни, все так непривычно – это рыночное хозяйство, эти новые условия. А дети – им и привыкать не надо. Они многое уже понимают лучше нас, потому что в этом выросли. Вот если бы они со своим понятием попали в хозяйство, и хозяйство бы поменялось...

Оказывается, дети нужны хозяйству как носители нового психологического настроя, новой системы восприятия мира. Как сказал один казак: “С другим, не к ночи будет помянуто, менталитетом”.

Да, с другим менталитетом, а куда деваться, надо учитывать, что сознание формируется не только по книжкам, а еще и из тех социальных отношений, в которые человек вовлечен. А уж после из этих социальных отношений представления и понятия переходят в сознание человека, ребенка.

В этом году лабинские образователи выступили с рискованной идеей: объединить образование и производство. Пользуясь тем, что у образовательных учреждений есть кое-какие льготы, можно было разместить определенную часть производства в школах и дать возможность школам, ученикам, работая на этом производстве или на этих землях (район-то в основном сельский), получать деньги на свои нужды. Надо сказать, что в Лабинском районе такая практика действует уже не первый год. Во-первых, здесь созданы реальные училища, которые имеют и технику, и земли, а во-вторых, есть колхозы и школы, например, в Сладковском сельском округе, которые совместно обрабатывают земли и имеют сотни тысяч рублей прибыли. Хотим повторить: уже сейчас в Лабинском районе от партнерства производства и образования школы получают суммы, сравнимые с их годовым бюджетом.

Но этого мало. Лабинцы организовали семинар для разработки других форм партнерства бизнеса и образования и пригласили Образовательный центр “Эврика” для проведения этого семинара. Так я попал в Лабинск.

Когда “Эврика” приехала в Лабинск, то в первый момент, зайдя в класс гимназии, я растерялся. Там сидели человек пятьдесят, из которых если и было десять педагогов, то хорошо. Остальные – фермеры, предприниматели, председатели колхозов, председатели сельских Советов, директора предприятий, чиновники местной администрации. А в программе семинара – моя лекция по философии образования.

– Может, изменим программу? – спросил я у начальника управления образования Михаила Алтухова.

– Зачем, – ответил он, – люди ждут серьезного разговора.

И потом был настоящий теоретический семинар, в котором производственники построили модель такого взаимодействия со школьниками, со школами и с самой муниципальной системой образования, что даже самый строгий член нашей команды – заместитель начальника управления региональной образовательной политики Министерства образования РФ Евгений Гальсков сказал:

– Не вижу причин, чтобы с вами не согласиться.

Мы сейчас не имеем права подробно описывать эту модель: во-первых, это “ноу-хау”, а во-вторых, проект участвует в конкурсе на статус “Федеральная экспериментальная площадка”, и мы не должны влиять на мнение экспертов. Для нас важно другое: образование действительно становится ресурсом развития местного сообщества. Потому что власти и бизнес сегодня нуждаются в образовании как в источнике новых идей и другой психологии.

Лидером проекта стал Валерий Дмитриевич Шталько, руководитель объединения фермерских хозяйств. Он считает, что необходимо создание муниципальной образовательно-производственной ассоциации, которая бы вносила в хозяйственную жизнь Лабинска и новые технологии, и была бы высокоприбыльной, и питалась бы идеями старшеклассников о новых способах хозяйствования.

Чувствуется, что в Лабинске живут люди серьезные, и раз уж они решили – быть по сему.

Да и надоело быть бедными. Пора умнеть.

Вы понимаете?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru