Есть новое хозяйство и новые отношения
Но чтобы все это работало, считают
руководители Лабинского района Кубани, нужны
люди с новой психологией. Вот почему они
обратились к школе
Лабинский район зажат между Адыгеей и
Карачаево-Черкесией. Старинная казачья станица,
которая в старые времена имела даже свой
“пластунский” полк. Живут там люди серьезные и
не паникуют от трудностей, а пытаются найти
выход. Несколько лет назад одними из первых
лабинцы предложили идею развития своего района
через образование. И тогда сторонников было
меньше, чем противников. На Кубани вообще принято
вначале посмотреть на вещи скептически. Зато и
ошибок совершают меньше, а степенность считают
важным качеством. Считают казаки, что детей надо
воспитывать в труде и строгости, а учитель чтобы
имел правильное понятие о сельском труде и
почитании младших старшими.
И надо сказать, что школа на Кубани в последние
советские годы отличалась тем, что на весь СССР
гремела инновациями. Именно на Кубань приехали
В.Матвеев и С.Соловейчик после опубликования
манифеста “Педагогика сотрудничества”, и
партийные органы организовали им публичные
выступления, в том числе на телевидении. М.П.
Щетинин после долгих лет мытарств в 1987 году по
приглашению Краснодарского обкома приехал и
осел в станице Азовской.
Сборы клубов “Эврика” проходили на Кубани, в
Анапе и в Сочи. Сочи в те годы вообще был столицей
новаторства: там проходил учредительный съезд
Союза учителей СССР, там проходила знаменитая
организационно-деятельностная игра, на которой
ВНИК “Школа” Э.Днепрова разрабатывал контуры
реформы. И, кстати говоря, первая региональная
программа развития образования, принятая
профессиональной общественностью, тоже была на
Кубани. Ну и конечно “Орленок”, вечный памятник
коммунарскому движению, – это ведь тоже
Краснодарский край.
Так что Кубань – это удивительное соединение
скепсиса, степенности и в то же время вечного
азарта и поиска. Может, это климат такой?
В последнее время и местные производственники,
и руководители колхозов, и предприниматели стали
вдруг остро ощущать, как образование влияет на их
производство. Раньше не замечали, поэтому к школе
относились как к неизбежному бюджетному злу:
надо отдать бюджетные деньги на образование –
отдадим, если лишние будут. А не будет лишних – и
так проживут. А сегодня многие стали понимать –
качество образования сильно влияет на жизнь.
Например, недавно в Лабинском районе начали
мощную экономическую программу: американская
техника, голландская технология выращивания
картофеля. Даже учитывая, что последние два года
были для селян тяжелыми – то наводнение, то
засуха, – можно считать, что прорыв в хозяйстве
района совершен. Но что заметили: высокие
технологии на производстве и новая техника
требуют другой психологии работника. И не только
работника, но и начальника. Обнаружилось,
например, что договорные отношения, основа основ
современного процветания, для многих
руководителей хозяйств и работников совсем не
святы. И тогда глава администрации района
Владимир Романенко спрашивает у учителей:
– А как можно воспитать человека
ответственного, а не просто знающего все
предметы на 4 и 5? Как эти голландцы своих детей
учат, что те не только знают, но и понимают, что и
как надо делать? Ну что, наша школа хуже?
Оказывается, хозяйству Лабинска очень нужны
сегодня хорошо мыслящие и предлагающие что-то
новое... дети.
– Вы понимаете...
На Кубани почти любая фраза начинается с этой
присказки – “вы понимаете”, причем
произносится это проникновенно и с тайной
надеждой: “Вы понимаете? Ну сейчас не понимаете,
но потом как-нибудь призадумаетесь и поймете,
обязательно поймете, вы же такой умный человек,
мы вам верим”.
– Вы понимаете, нам же трудно привыкать к этой
новой жизни, все так непривычно – это рыночное
хозяйство, эти новые условия. А дети – им и
привыкать не надо. Они многое уже понимают лучше
нас, потому что в этом выросли. Вот если бы они со
своим понятием попали в хозяйство, и хозяйство бы
поменялось...
Оказывается, дети нужны хозяйству как носители
нового психологического настроя, новой системы
восприятия мира. Как сказал один казак: “С
другим, не к ночи будет помянуто, менталитетом”.
Да, с другим менталитетом, а куда деваться, надо
учитывать, что сознание формируется не только по
книжкам, а еще и из тех социальных отношений, в
которые человек вовлечен. А уж после из этих
социальных отношений представления и понятия
переходят в сознание человека, ребенка.
В этом году лабинские образователи выступили с
рискованной идеей: объединить образование и
производство. Пользуясь тем, что у
образовательных учреждений есть кое-какие
льготы, можно было разместить определенную часть
производства в школах и дать возможность школам,
ученикам, работая на этом производстве или на
этих землях (район-то в основном сельский),
получать деньги на свои нужды. Надо сказать, что в
Лабинском районе такая практика действует уже не
первый год. Во-первых, здесь созданы реальные
училища, которые имеют и технику, и земли, а
во-вторых, есть колхозы и школы, например, в
Сладковском сельском округе, которые совместно
обрабатывают земли и имеют сотни тысяч рублей
прибыли. Хотим повторить: уже сейчас в Лабинском
районе от партнерства производства и
образования школы получают суммы, сравнимые с их
годовым бюджетом.
Но этого мало. Лабинцы организовали семинар для
разработки других форм партнерства бизнеса и
образования и пригласили Образовательный центр
“Эврика” для проведения этого семинара. Так я
попал в Лабинск.
Когда “Эврика” приехала в Лабинск, то в первый
момент, зайдя в класс гимназии, я растерялся. Там
сидели человек пятьдесят, из которых если и было
десять педагогов, то хорошо. Остальные – фермеры,
предприниматели, председатели колхозов,
председатели сельских Советов, директора
предприятий, чиновники местной администрации. А
в программе семинара – моя лекция по философии
образования.
– Может, изменим программу? – спросил я у
начальника управления образования Михаила
Алтухова.
– Зачем, – ответил он, – люди ждут серьезного
разговора.
И потом был настоящий теоретический семинар, в
котором производственники построили модель
такого взаимодействия со школьниками, со школами
и с самой муниципальной системой образования,
что даже самый строгий член нашей команды –
заместитель начальника управления региональной
образовательной политики Министерства
образования РФ Евгений Гальсков сказал:
– Не вижу причин, чтобы с вами не согласиться.
Мы сейчас не имеем права подробно описывать эту
модель: во-первых, это “ноу-хау”, а во-вторых,
проект участвует в конкурсе на статус
“Федеральная экспериментальная площадка”, и мы
не должны влиять на мнение экспертов. Для нас
важно другое: образование действительно
становится ресурсом развития местного
сообщества. Потому что власти и бизнес сегодня
нуждаются в образовании как в источнике новых
идей и другой психологии.
Лидером проекта стал Валерий Дмитриевич
Шталько, руководитель объединения фермерских
хозяйств. Он считает, что необходимо создание
муниципальной образовательно-производственной
ассоциации, которая бы вносила в хозяйственную
жизнь Лабинска и новые технологии, и была бы
высокоприбыльной, и питалась бы идеями
старшеклассников о новых способах
хозяйствования.
Чувствуется, что в Лабинске живут люди
серьезные, и раз уж они решили – быть по сему.
Да и надоело быть бедными. Пора умнеть.
Вы понимаете?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|