Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/1999

Архив

В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова. Занимательная ботаника. Книга для учащихся, учителей и родителей. –
М. АСТ-Пресс. 1998

Знаете ли вы, что чай в Европу завезли португальцы в 1517 г., а картофель в Россию привез Петр I из Голландии? Что первый гербарий сделал итальянец Лука Гини в начале XVII в., а первый микроскоп собрали отец и сын Янсены, жившие в Голландии в начале XVI века? Если вы всего этого не знали, то вам стоит приобрести книгу “Занимательная ботаника”.
Структура книги очень интересна. Это не обычная энциклопедия, нет, задача ее – занять читателя не только сообщением интересных фактов, но и заставить его добыть знания, решив криптограмму или головоломку, проверить свой уровень, решив кроссворд или ребус. Есть в книге также и пословицы, и загадки. Словом, это игровая книга.
Авторы назвали ее “Книга для учащихся, учителей и родителей”. Что же может найти в ней каждая из перечисленных групп читателей?
Учащиеся найдут в “Занимательной ботанике” уйму интересных сведений о растениях, бактериях, грибах, лишайниках, отсутствующих в школьной учебной литературе, а также открыть для себя забытые виды логических игр – ребусы, чайнворды, головоломки, криптограммы. Есть и традиционные кроссворды. Собственно говоря, знакомство мое с этой книгой как раз и произошло на уроке, после того, как я не смог справиться с вопросом ученика, взятым из “Занимательной ботаники”. Из последующей беседы с учениками я выяснил, что ребята с удивлением открыли для себя целый мир логических игр и с упоением разгадывают ребусы, чайнворды, криптограммы, благо их великое множество в книге, а попутно обогащают свой багаж биологических знаний.
Родителям эта книга поможет наставить на путь истинный неразумное дитя, которое никак не желает учиться по учебнику. Достаточно вспомнить, сколько учеников открыли для себя физику благодаря “Занимательной физике” или математику благодаря “Занимательной математике”, а уж более сухие дисциплины надо поискать. Давно известно, что “охота пуще неволи” – решая ребусы, кроссворды, непроизвольно ребенок изучает школьный материал. Игра становится элементом учения.
Для учителей биологии книга удобна тем, что содержит большое количество информации, составляющей школьный курс биологии в 6–7 классах, но изложенной занимательно, то есть способной занять внимание учащихся во время рассказа учителя, позволяющей расцветить изложение нового материала, превратить его в интереснейшую историю, забыть которую будет трудно. При этом авторы потрудились расположить информацию по разделам так, как она изложена в современной программе по биологии и в учебниках. Таким образом, книга – это еще и пособие для учителя. Последовательность предложения информации и заданий во всех разделах книги единая, что также удобно. Учитель может варьировать предложение заданий в зависимости от своих целей. В этом отношении книга очень гибкая.
В связи с тем, что было перечислено, хотелось бы отметить, что пока в образовании идет разговор об учебной литературе нового поколения, этой литературы мы не видим. То, что выдается в настоящее время за новое поколение, вызывает откровенный сарказм у людей, непосредственно работающих с детьми, своей недоработанностью и методической безграмотностью. В то же время ясно всем, что в век компьютеров и Интернета школьный учебник перестает выполнять функции, которые на него возлагаются. Появляется необходимость работы сразу с несколькими источниками знаний. При этом деятельность учащегося состоит из многих компонентов. Поэтому при создании действительно учебной литературы нового поколения нужны как бы модули всех этих компонентов. В настоящее время в школе имеется только один модуль – информационный, представленный учебником, а ведь нужны модули трудовой деятельности, научной организации труда, виртуальный и прочие. В качестве игрового модуля уже сейчас можно использовать “Занимательную ботанику”. И в этом она является гораздо более прогрессивной, чем многие учебные пособия, именующие себя учебной литературой нового поколения.
Недостатки “Занимательной ботаники” касаются ее оформления. Увы, но под красивой обложкой нас встречают серая бумага и черно-белые рисунки. Расположение заданий в книге таково, что снятие ксерокопий отдельного задания для индивидуальной работы невозможно. Эти минусы тем более непонятны, если учесть, что уважаемое издательство “АСТ-Пресс”, выпустившее данную книгу отечественных авторов, напечатало на прекрасной бумаге серию “Юный натуралист” английских и американских авторов, изобилующую неточностями. Прямо по русской пословице: “Своего сокола воробьем кличем, а чужую ворону орлом называем”.

Павел СКВОРЦОВ,
учитель биологии
средней школы № 17

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru