Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/1999

Архив
Дмитрий СОРОКОВ

Искушения на пути в новую школу

Почему не каждый учитель может работать по альтернативной методике, даже если он этого хочет?

У психолога Карла Роджерса есть прекрасный образ – образ Учителя- садовника. Садовник не вытягивает клещами росток из семени и не заставляет яблоню стать березой. Он лишь создает оптимальные условия для произрастания каждого деревца и цветка.

Дети, так же как цветы и деревья, растут, когда взрослые поддерживают в них природные наклонности и не пытаются переделывать маленького человека по собственным лекалам.

Ясный и понятный принцип, только для многих российских школ он, похоже, пока является далеким идеалом. Казалось бы, чего проще? Отменить старую педагогическую парадигму, предписывающую единый для всех детей стандарт предметных знаний и нравственных ценностей, взять за ориентир свободное развитие индивидуальности, удовлетворение потребностей и раскрытие способностей каждого ученика – и все получится. Ан нет. Новая педагогика не получается без нового учителя.

Что означает смена парадигм для учителя? В научных терминах это можно определить двумя словами: ребенок из объекта образования становится субъектом. Это две абсолютно разные образовательные ситуации: одна привычная и предсказуемая, в другой многое непонятно и неопределенно, там действуют иные, незнакомые еще законы.

Несостоятельность собственного опыта преподавания в традиционной школе особенно очевидна на тренингах по альтернативной педагогике. Как показывает опыт тренингов, у педагогов в большинстве случаев преобладает взгляд на ребенка как на объект, ощущается нехватка философско-психологических знаний о ребенке, о феномене детства, явственно проявляется практическое неумение “смотреть и видеть”, что происходит с ребенком. Когда традиционным преподавателям предлагалось самостоятельно поработать с детьми, уже имеющими опыт обучения по новым методикам, многие в буквальном смысле испытали шок. “Я посмотрела – все дети заняты своими делами. А мне очень хотелось к кому-нибудь пристроиться, чтобы заняться с ним разговорной речью, но меня никто не принял!”, “Мне впервые ребенок ответил “Нет!”, когда я велела ему убрать за собой тетрадки! Воспитанностью в вашей школе и не пахнет!”, “Никогда не думала, что так трудно сдержать поток собственных высказываний и вести счет своим словам!”, “Во время занятий я с ужасом обнаружила, что не вижу почти никого из детей, а занимаюсь исключительно решением собственных проблем: подойти к ребенку или нет, сказать что-нибудь или нет, где присесть, что делать дальше... Я не могу заметить момент, когда я нужна ребенку!”

После тренинга перед учителем встает необходимость переосмысления собственного профессионального и жизненного опыта, самоисследования и саморазвития. Это требует немалых умственных и духовных усилий. Если учитель не готов принять это, он просто уходит от проблемы. Для такого ухода существуют четыре заманчивых пути, которые не требуют от тебя никакой дополнительной затраты сил. По мнению выдающегося американского психолога-гуманиста Вирджинии Сатир, все мы в подобных ситуациях независимо от пола, возраста, профессии, жизненного опыта испытываем искушение поиграть в одну из четырех ролей: “жертвы”, “компьютера”, “флюгера” и “обвинителя”.

“Жертва”

“20-летний педагогический опыт наложил на меня неснимаемые оковы...”

“Пусть у меня самой с детьми по-новому не получается, так хоть студентов своих научу!”

“Жертва” чувствует свою беспомощность, заискивает перед всеми, лишь бы никого не рассердить и не изменить существующего, “наработанного опыта”. Верит, что действительно может научить тому, чего не умеет сама. С удовольствием обличает существующую систему образования, являясь на деле ее основой.

“Компьютер”

“После того, что я увидела в модельной школе, меня в первую очередь беспокоит ситуация в стране. Допустим, если я создам школу, доучу детей до определенного возраста – а куда их потом выпускать? В несвободное общество, в традиционную школу?”

“Хорошо, я поняла, что делать с детьми до 6 лет. А что я буду делать дальше ?”

“Компьютер” желает отгородить себя от дополнительных переживаний, связанных со своей несостоятельностью, потоком рассуждений и псевдологических схем: что было бы, если бы... Как и в случае с “жертвой”, здесь нет и речи о непосредственных занятиях с детьми. Вернее, это возможно, если “поможете с приобретением дидактических материалов, пошлете на учебу за границу” и т.п.

Общее отличие “компьютеров” – пассивность и бездеятельность намерений при хорошо развитом интеллекте.

“Флюгер”

“Я поняла, что система ваша – это то, что я делала с детьми все 15 лет моего педагогического стажа. Только не знала, что это так называется”.

“Все, что я увидела в вашей модельной группе, очень похоже на вторую половину дня в моем детском саду. Только за партами они у вас не сидят”.

“Во время тренинга я научилась говорить “мне нравится” вместо “это хорошо”.

“Флюгер” совершенно перестает контролировать ситуацию; он лишь хочет показать всем, что ничего особенного не произошло, что он не чувствует никакого дискомфорта и может делать все, что от него потребует новая методика. Более того, по его мнению, все это он и раньше делал с детьми, а сейчас лишь надо выучить новую терминологию.

Чаще всего “флюгер” искренен в своем заблуждении, что его учительский опыт включает в себя одновременно все основное и существенное из систем Монтессори, Френе, Штайнера, а также Библера, Руссо, Лысенковой, Гербарта, Потаповой....

“Флюгер” рвется к работе с детьми, не обращая внимания на отсутствие у себя единой воспитательной концепции, на несостыковку используемых им теоретических положений, неадекватность применения методических приемов. Используя на своих занятиях самые разные техники в зависимости от своего сегодняшнего настроения, “флюгер” постоянно несет с собой атмосферу суеты, нервозности и своей непоследовательностью представляет реальную угрозу невротизации детей. В его деятельности заложена реальная опасность профанации любой идеи, в том числе и педагогической.

“Обвинитель”

Видимо, здесь нет смысла приводить жалобы этой части слушателей, ибо учителя, склонные глубоко и искренне возмущаться по любому поводу, встречаются нередко.

Возмущение – это один из способов, которыми “обвинитель” пытается вынудить всех поверить, вопреки очевидному, в свою значительность, заставить видеть себя более сильным, чем он есть на самом деле. В нашем случае возмущение было вызвано скорее всего тем, что он не смог выполнить задание, с которым его послали на курсы повышения квалификации – “освоить и внедрить”. А смириться “обвинитель” не может, иначе придется задуматься о своей профессиональной пригодности или, что еще страшнее, о своей личной несостоятельности.

И только один – пятый – путь в данной ситуации является конструктивным.

Путь самоисследования и саморазвития

“Мне не хватает наблюдательности, но зато есть терпение, и я всему научусь. Потому что у меня есть мотивация – я познала минуты настоящей радости от соприкосновения с духовным миром ребенка!”
“Я чувствую, что мне трудно дышать в традиционной школе; я больше не хочу преодолевать себя и нежелание детей учиться”.

“Ваш тренинг – это как глоток свежего воздуха для меня! Это толчок к познанию себя и мира ребенка. Мне хочется читать, встречаться с интересными людьми, пропускать через себя заново свой опыт воспитания ребенка”.

“Я нашла того учителя, который поможет мне духовно развиваться. Это – ребенок!”

“Впервые за многие годы я действительно ощутила себя свободной и внутренне независимой. Как оказалось, я еще не потеряла способности к саморазвитию. Но есть и неприятные открытия. Провалы в образовании.

Многое забылось. Явная нехватка тех самых методических приемов, которыми надо владеть, но не надо использовать”.

Очевидно, что “открытия” людей, вставших на путь самоисследования, находятся на личностном уровне, гораздо более глубинном, чем профессиональный. А личностный рост – единственная гарантия начала профессионального роста. Кроме того, этих учителей отличает то, что они особо не надеются на чью-то помощь, а к самостоятельной работе с детьми в своих городах приступают немедленно. Еще одно характерное отличие – испытанное ими наслаждение от свободы общения с детьми.

Как видим, “плавание” в стихии альтернативных школ может для некоторых учителей затянуться на годы и даже на всю жизнь. И только если это время будет отдано раскрытию собственного духовного потенциала, ребенок, который находится рядом, сможет расти и развиваться свободно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru