Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/1999

Архив
Виктор ГРОМОВОЙ,
директор гимназии,
г. Кировоград, Украина

Все начинается с уважения

Пока мы не объединимся, чтобы помочь школе, власть останется равнодушной к нашим призывам

Катастрофическая ситуация с бюджетным обеспечением образования вынуждает искать ответ на вопрос: кто поможет школе выбраться из финансовой пропасти?

...Полтора года назад, побывав на всемирном съезде директоров школ в Бостоне, я осматривал место, где была первая публичная школа в Америке. Именно здесь поселенцы, не ожидая помощи от метрополии или федерального правительства, сами взялись за создание тех гражданских школ, на которых и выросла Америка.

Можно привести десятки примеров, доказывающих поражающую эффективность капиталовложений в образование. Но у нас мысль об образовании как локомотиве социального развития страны разве что бессовестно эксплуатируется при добывании политического капитала. На деле на него махнули рукой.

Именно это безразличное и одновременно потребительское отношение к школе – основной камень преткновения.

И от любых новых, специально школьных налогов предприятия будут скрываться так же, как и от всех прочих, а всеми брошенный, обшарпанный образовательный воз из последних сил будут тянуть те, кто его тянул и доселе.

Именно поэтому во время последнего взрыва стачечного движения учителей общее собрание Ассоциации руководителей школ Кировоградской области выдвинуло перед структурами власти области и города требование инициировать и поддерживать общественное движение в поддержку образования.

Что это означает практически?

Во-первых, обновление традиций шефства над образовательными учреждениями, но на новой основе. Причем многие промышленные и деловые структуры могли бы выступать в роли соучредителей отдельных учебных заведений. Такая практика уже получила распространение в нескольких городах Украины.

Во-вторых, формирование общественной атмосферы, стимулирующей ответственное отношение к образовательным учреждениям, спонсорство и меценатство.

На Западе отказать школе в помощи означает потерю репутации для любой фирмы. А что страшнее для любого бизнесмена, чем утрата доброго имени и доверия местного сообщества?! Но должно быть и личное убеждение: если я хочу, чтобы у моего ребенка появилось уважение к учебе и стремление к ней, я не имею права демонстрировать на словах и на деле два диаметрально противоположных отношения к школе, два параллельных мира. Мира с современным офисом, евроремонтом, мобильным телефоном и иномарками – и мира обшарпанных школ, где предметом роскоши считают не только ксерокс (без которого уже невозможно представить работу учителя ни в одной стране), а и просто нормальный туалет. Если я хочу, чтобы мой ребенок претендовал в своей стране на достойное будущее, мало нанять репетиторов или отправить учиться за границу; нужно еще и не допустить, чтобы его сверстники стали потерянным поколением. Журнал “Директор школы” недавно поместил материал о том, какие усилия прилагают французы, чтобы дать приличное образование алжирским эмигрантам. Объясняют они это собственными интересами: если мы не научим как следует этих людей, что живут бок о бок с нами, то завтра, превратившись в изгоев, они будут грабить наши дома, убивать наших детей и взрывать наши офисы...

В-третьих, необходимо утверждать приоритет общественного начала в управлении образованием. Родители должны знать, что происходит с их детьми в школе все десять лет обучения, знать, как они могут влиять на положение дел в школе, чем ей помочь, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

В-четвертых, необходимо, чтобы родные города были и стартовой площадкой, и местом приземления для талантливых выпускников. Для этого и власть, и деловые круги города, и педагогическая общественность просто обязаны разработать программу поддержки одаренных учеников и студентов своего края (и подумать про ее финансовое обеспечение). В российских газетах в последнее время появились сообщения: то в одном, то в другом регионе медалистов не только лично приветствовал мэр или губернатор, но и предоставил каждому из них грант на обучение в российских и зарубежных вузах. Конечно, это создает не только реальную возможность продолжать обучение, но и желание талантливой молодежи послужить своему городу. К тому же если каждую золотую медаль необходимо таким образом отметить, думаю, число их резко уменьшится. Зато если восторжествует ответственное отношение к их вручению, проба школьного “золота” резко возрастет. Возможно, тогда возникнут и специальные городские экзаменационные комиссии для претендентов на медали; во многом они смогут осуществлять и своеобразное отслеживание уровня каждой школы.

Если наша держава – банкрот, бросивший школу на произвол судьбы, единственный способ обеспечения ее нормального функционирования – поддержка общественных сил.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru