Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/1999

Архив
Сергей КРЮКОВ

Ленточка

Фантастическая притча о философе, который познал логику чудес, и о книге, превратившей эту логику в чудо

Мартин Бубер – известный еврейский философ нашего века. Первая книга, сделавшая мыслителя знаменитым, – “Я и Ты”. А в 1923 году он открыл миру две жемчужины – два сборника хасидских преданий, написанных на немецком языке под музыку галицких и волынских евреев-мистиков. После переезда философа в 30-х годах на родину предков, в Палестину, драгоценное ожерелье умножалось каждые девять месяцев вплоть до последних дней жизни. Оно уже представляло собой двухтомное собрание хасидских легенд о деяниях благочестивых простецов.
Наряду с философскими изысканиями Бубера анекдоты полуграмотных мистиков можно было считать ребяческой забавой. На что сам философ двусмысленно молчал...

...Я называю эти легенды реальностью. Реальностью опыта восторженных душ, реальностью, рождающейся в каждом чистом сердце, незамутненном хитростью и лукавством

В детстве Мартин мог прятать под кроватью деда шесть хлебов, пока тот постился, добавляя к календарю лишнюю пятницу. В булькающей похлебке из восточноевропейского еврейства и театрального католицизма варилась его юность. Так же поглощал он книги, выбирая их в зависимости от того, голоден ли он был на этот момент, или готовился ко сну. Казалось, что все, что приготовлено в мире, уже вместилось в его голове. И, как продукт скоропортящийся, вот-вот заветрится, если его не вынести за порог.
Однажды, сидя в гамаке и свесив правую ногу, чтобы, уперевшись в стену, было удобнее раскачивать время, Мартин понял, что его “я” и есть этот порог. Он, не спросясь благословения, накануне праздника Ханукку потушил светильник в комнате и уехал в гимназию во Львов. Затем появился в Вене, потом в Берлине. Он готовил новый перевод “Пятикнижия” на немецкий, носил профессорскую шапочку, а в карманах – вперемешку с табаком крошки деревенского хлеба. От спонтанных излияний Ницше – к поздним романтикам, от модного неокантианства – к религиозным мистикам средневековья, потом вновь к Кьеркегору и Юнгу. Западная философия напоминала уборку перед баней в доме деда, а Германия – послеобеденный сон с непереваренной трапезой.
Постепенно в его меню стало просторно от выброшенных щедрот цивилизации. Так бывает с тем, кто с детства привыкает обмакивать один и тот же кусок хлеба в разные приправы, обсасывая и никогда не съедая его. К тому же он скучал по горькой пище, от которой еще в детстве испытывал жар.
Как-то в дом деда вошел продавец рыбок, он стал расхваливать чистые окна, закон Моисея и славить чудо света. Юноша Мартин со всей серьезностью остановил его: “Последние мировые исследования натуралистов показывают, что в соответствии с законами природы Красное море должно было расступиться в тот самый момент, когда его пересекали дети Израиля. Где же здесь чудо?” Малограмотный продавец рыбок рассудил так: “Разве ты не знаешь, что природа сотворена Богом? И сотворил он ее так, что в тот самый час, когда дети Израиля пересекали Красное море, волны его действительно расступились. Это и есть чудо”.
В подарок от соседа Бубер держал на окне аквариум с двумя рыбками, которые знали мужские и женские буквы алфавита и умели качать головой. Они забеспокоились лишь однажды, осенью тридцать третьего года. Они почувствовали, что сон Бубера, в котором он путешествовал по земле обетованной, погоняя белоснежных коз виноградной веточкой, затянулся. На второлуние того же месяца представители новой власти решили, что огня в доме зимой долго не ждут. Они забрались в пустующую квартиру ученого, зафиксировали и изъяли лишние вещи. Были найдены труды немецких философов, лекции Кьеркегора, автограф Джованни Боккаччо на докторской диссертации, желтые тетрадные листы, исписанные короткими историями о деревенских глупцах. Ничего ревниво волнующего инквизицию рейха найдено не было. Рыбок, которые в тишине шептали первые буквы: алеф, шем, бет, гинел, – решено было отнести в полицейский участок.
Начиналась суббота. За окном галдели воробьи. Ефрейтор Кауфманн не гасил свечу, перелистывая желтые тетрадные листы, согреваясь горячим кофе. Ему показалось, что к двери подошел человек. “Кто это?” – неожиданно вежливо спросил полицейский, пряча в рукав пистолет. Кто-то задержал дыхание и не ответил. Кауфманн открыл дверь – на пороге стайка воробьев подбирала хлебные крошки. Полицейский вернулся к тетрадям, прочел еще раз вслух: “Я – Твой ученик. Мое – это Твое. А Твое – это Твое. Таков путь благочестивого”. И еще: “То, за чем ты гонишься, ты никогда не настигнешь. Но когда ты никуда не торопишься и все идет своим чередом, то то, что ты хотел, само приходит к тебе. Разруби большую рыбу и внутри нее всегда найдешь маленькую, лежащую головой к хвосту”. Через минуту он покинул свой пост, ушел по дороге, не оглядываясь на дом, и сердце его трепетало.
Так родилась еще одна история об Учителе и Ученике. Ее рассказал Мартину Буберу в 1953 году ученый-ориентолог Отто Кауфманн на конференции в Иерусалиме. Вот она:
“Один ученик Великого Маггида несколько лет обучался у него и посчитал, что всему выучился. По пути домой он наведался к школьному приятелю в Карлин. Стемнело, но ученик Маггида очень хотел увидеть друга и постучал в окошко. “Кто там?” – спросил приятный голос. Гость, думая, что его сразу узнают, ответил просто: “Я”. Но окно осталось закрытым. Он стучал до самого утра. Наконец он взмолился: “Аарон, почему ты не открываешь?” Тогда хозяин важно ответил: “Кто ты, осмелившийся назвать себя “я”? Именем, подобающим одному только Богу?” Ученик Маггида понял, что еще не до конца выучился, и без промедления отправился обратно в город”.
Очевидно, что “Хасидские предания” имели для философа Мартина Бубера особое значение. Истинная причина по большому счету должна остаться тайной. Сколько бы он ни высказывался о них как об увлечении, сравнимом с пристрастием выпивохи к недорогому портвейну, который всегда предпочтительнее дистиллированной воды. Или что-то в подобном тоне.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru