Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Была школа народная, станет – государственная

Ее директор понимает: школа, конечно, должна принадлежать людям. Но что же делать, если содержать ее сегодня им не под силу

 

В Якшуре даже Ельцин был

В деревне Якшур, в Удмуртии, не принято держать одну свинью. Считается, что корова, две свиньи и куры – обязательно. Такое же хозяйство и у каждого учителя, потому что селяне не любят, когда кто-то выделяется и считает, что можно в деревне жить по-городскому.

Учителя, как и все остальные, встают на рассвете – нельзя пропустить утреннюю дойку, потом идут в школу на работу, а вечером надо готовиться к урокам. В школу ходят 250 сельских ребят, поэтому параллелей нет, и если у учителя нагрузка 24 часа, то и подготовок каждый день не меньше четырех.

А недавно между учителями и колхозниками отношения все-таки испортились. Потому что колхоз поднял в полтора раза зарплату своим, а школа так и осталась без денег – район ни зарплату не платит, ни денег не дает на школьное хозяйство. Председатель, правда, помогает: автобус содержал на колхозные деньги, но последние месяцы школьный автобус стоит на приколе – нет денег на бензин. Хорошо еще, что трактор на ходу и «москвичок» местного ижевского производства еще бегает. А директор Василий Аркадьевич Сосунов не считает свою школу бедной – в прошлом году на одной картошке, выращенной детьми и учителями, заработали 60 тысяч рублей новыми. Так, копеечка к копеечке, и стены покрасили, и компьютер купили, и новый телефон в школе поставили.

Так что выживают. И считаются в Завьяловском районе самыми передовыми – к ним даже Борис Ельцин приезжал, и до сих пор в деревне рассказывают, что когда выходил из дома учительницы, у которой обедал, сильно стукнулся головой о притолоку. А учительница не растерялась и сказала, что это такая местная примета: кто заденет притолоку, тот обязательно вернется в Якшур.

Но Ельцин сюда пока не возвращался.

 

А школе местной сто лет

В конце прошлого века крестьянин Сергеев построил себе новый дом, а старый, 6 на 8 аршин, предложил отдать под школу. И «обчество» на сходе решило: давайте выпишем учительницу и будем детей к грамоте приучать. Хотя в классе сидело по 2–3 ученика, но земство поддержало – выкупило у Сергеева старый дом, заплатило за учебники и положило учительнице зарплату – 300 рублей в год. А в те годы, сто лет назад, за три рубля можно было купить корову, так что триста рублей – деньги немалые.

За сто лет школу строили два раза – в пятидесятых и вот теперь, в конце восьмидесятых.

А на директорскую зарплату – 450 рублей в месяц, – если копить год, коровенку тоже можно купить.

 

А сегодня селяне школу не поднимут

Но когда собираются вместе учителя Якшурской школы, то разговоры все-таки не только о деньгах и трудной жизни.

В заснеженном удмуртском селе учителя спорят о том, как им сохранить родной язык, как дать возможность ребятишкам из Якшура поступить в университет наравне с городскими.

По поводу языка крепко спорят, и одного мнения нет. Одни говорят, что надо бы властям издать строгие законы, чтобы и в правительстве, и во всех учреждениях говорили только на удмуртском, чтобы все вывески в городе были не на английском, а на русском и удмуртском. Чтобы дети росли в родной языковой среде, а не в чужой.

А вот Татьяна Феликсовна Егорова, про которую директор Василий Аркадьевич сказал, что удмуртский она знает лучше всех в деревне, хоть сама и русская, считает, что язык, и вообще культура, живет внутри каждого человека и законом, силой тут мало что изменишь, по крайней мере любовь к языку силой не сформируешь.

...Долго сидели учителя в классе за партами и рассказывали гостям (экспертам Совета по Федеральным экспериментальным площадкам) про то, какой должна быть сельская школа и как они верят в то, что дух и культура народа живут в душах учителей, в их вере.

Им бы учебников новых побольше, да компьютеров, да курсы или семинары хоть раз в четверть... Ну вот, к примеру, хотя бы русский язык для удмуртских ребят. Раньше эти учебники разрабатывали в Москве и печатали на деньги правительства. А сегодня придумали: если Удмуртии или Якутии, или любой другой национальной республике нужны учебники по русскому языку – пусть заказывают. А денег-то нет, чтобы заказывать, вот и учебников нет. В итоге и с родным языком у ребят трудности, да и с русским: новых учебников уже давно нет.

И если сто лет назад сельское «обчество» могло и дом для школы выкупить, и учительницу содержать, и учебники купить для своих ребятишек, то сегодня ни сами селяне, ни район содержать школу не в состоянии. Устроитель школьного музея и первый директор, старенький учитель Григорий Карпович Перевозчиков, нашел все бумаги и восстановил образ той самой первой школы. Только не нашли одного документа – была ли какая-то бумага от властей на открытие школы или все-таки селяне сами взяли и создали себе школу?

Вопрос остается открытым. А на вопрос, могли бы сегодня селяне деревни Якшур создать себе школу, ответ известен – нет.

Поэтому директор Василий Аркадьевич с грустью говорит о том, что все он понимает: и то, что в гражданском обществе школа должна принадлежать людям, и что для демократии и свободы важно, чтобы местная власть была сильной, но жить дальше в таком унижении невыносимо. Поэтому если правительство возьмет на себя содержание школы – учителя будут «за».

Не получилось муниципализации образования у нас. Не получилось. Нет ни земства, ни сельской общины, нет у школы заступника рядом. Поэтому и не верят учителя в местную власть, а верят в государство.
Из-за бедности и унижения школа в душе учителя уже перестала быть школой местной власти.

...Министр образования Удмуртии Антонина Лисина считает, что правительство или даже Министерство образования республики вполне может быть учредителем школ – и школе будет легче, и контроль за учителями будет строже.

Так что начиналась школа в деревне Якшур сто лет назад как народная, а скоро, вероятнее всего, станет государственной.

Да было бы детям хорошо – вот и вся образовательная политика.

Рейтинг@Mail.ru