Была школа народная, станет –
государственная
Ее директор понимает: школа, конечно, должна
принадлежать людям. Но что же делать, если
содержать ее сегодня им не под силу
В Якшуре даже Ельцин был
В деревне Якшур, в Удмуртии, не принято держать
одну свинью. Считается, что корова, две свиньи и
куры – обязательно. Такое же хозяйство и у
каждого учителя, потому что селяне не любят,
когда кто-то выделяется и считает, что можно в
деревне жить по-городскому.
Учителя, как и все остальные, встают на рассвете
– нельзя пропустить утреннюю дойку, потом идут в
школу на работу, а вечером надо готовиться к
урокам. В школу ходят 250 сельских ребят, поэтому
параллелей нет, и если у учителя нагрузка 24 часа,
то и подготовок каждый день не меньше четырех.
А недавно между учителями и колхозниками
отношения все-таки испортились. Потому что
колхоз поднял в полтора раза зарплату своим, а
школа так и осталась без денег – район ни
зарплату не платит, ни денег не дает на школьное
хозяйство. Председатель, правда, помогает:
автобус содержал на колхозные деньги, но
последние месяцы школьный автобус стоит на
приколе – нет денег на бензин. Хорошо еще, что
трактор на ходу и «москвичок» местного ижевского
производства еще бегает. А директор Василий
Аркадьевич Сосунов не считает свою школу бедной
– в прошлом году на одной картошке, выращенной
детьми и учителями, заработали 60 тысяч рублей
новыми. Так, копеечка к копеечке, и стены
покрасили, и компьютер купили, и новый телефон в
школе поставили.
Так что выживают. И считаются в Завьяловском
районе самыми передовыми – к ним даже Борис
Ельцин приезжал, и до сих пор в деревне
рассказывают, что когда выходил из дома
учительницы, у которой обедал, сильно стукнулся
головой о притолоку. А учительница не
растерялась и сказала, что это такая местная
примета: кто заденет притолоку, тот обязательно
вернется в Якшур.
Но Ельцин сюда пока не возвращался.
А школе местной сто лет
В конце прошлого века крестьянин Сергеев
построил себе новый дом, а старый, 6 на 8 аршин,
предложил отдать под школу. И «обчество» на сходе
решило: давайте выпишем учительницу и будем
детей к грамоте приучать. Хотя в классе сидело по
2–3 ученика, но земство поддержало – выкупило у
Сергеева старый дом, заплатило за учебники и
положило учительнице зарплату – 300 рублей в год.
А в те годы, сто лет назад, за три рубля можно было
купить корову, так что триста рублей – деньги
немалые.
За сто лет школу строили два раза – в
пятидесятых и вот теперь, в конце восьмидесятых.
А на директорскую зарплату – 450 рублей в месяц,
– если копить год, коровенку тоже можно купить.
А сегодня селяне школу не поднимут
Но когда собираются вместе учителя Якшурской
школы, то разговоры все-таки не только о деньгах и
трудной жизни.
В заснеженном удмуртском селе учителя спорят о
том, как им сохранить родной язык, как дать
возможность ребятишкам из Якшура поступить в
университет наравне с городскими.
По поводу языка крепко спорят, и одного мнения
нет. Одни говорят, что надо бы властям издать
строгие законы, чтобы и в правительстве, и во всех
учреждениях говорили только на удмуртском, чтобы
все вывески в городе были не на английском, а на
русском и удмуртском. Чтобы дети росли в родной
языковой среде, а не в чужой.
А вот Татьяна Феликсовна Егорова, про которую
директор Василий Аркадьевич сказал, что
удмуртский она знает лучше всех в деревне, хоть
сама и русская, считает, что язык, и вообще
культура, живет внутри каждого человека и
законом, силой тут мало что изменишь, по крайней
мере любовь к языку силой не сформируешь.
...Долго сидели учителя в классе за партами и
рассказывали гостям (экспертам Совета по
Федеральным экспериментальным площадкам) про то,
какой должна быть сельская школа и как они верят
в то, что дух и культура народа живут в душах
учителей, в их вере.
Им бы учебников новых побольше, да компьютеров,
да курсы или семинары хоть раз в четверть... Ну вот,
к примеру, хотя бы русский язык для удмуртских
ребят. Раньше эти учебники разрабатывали в
Москве и печатали на деньги правительства. А
сегодня придумали: если Удмуртии или Якутии, или
любой другой национальной республике нужны
учебники по русскому языку – пусть заказывают. А
денег-то нет, чтобы заказывать, вот и учебников
нет. В итоге и с родным языком у ребят трудности,
да и с русским: новых учебников уже давно нет.
И если сто лет назад сельское «обчество» могло
и дом для школы выкупить, и учительницу содержать,
и учебники купить для своих ребятишек, то сегодня
ни сами селяне, ни район содержать школу не в
состоянии. Устроитель школьного музея и первый
директор, старенький учитель Григорий Карпович
Перевозчиков, нашел все бумаги и восстановил
образ той самой первой школы. Только не нашли
одного документа – была ли какая-то бумага от
властей на открытие школы или все-таки селяне
сами взяли и создали себе школу?
Вопрос остается открытым. А на вопрос, могли бы
сегодня селяне деревни Якшур создать себе школу,
ответ известен – нет.
Поэтому директор Василий Аркадьевич с грустью
говорит о том, что все он понимает: и то, что в
гражданском обществе школа должна принадлежать
людям, и что для демократии и свободы важно, чтобы
местная власть была сильной, но жить дальше в
таком унижении невыносимо. Поэтому если
правительство возьмет на себя содержание школы
– учителя будут «за».
Не получилось муниципализации образования у
нас. Не получилось. Нет ни земства, ни сельской
общины, нет у школы заступника рядом. Поэтому и не
верят учителя в местную власть, а верят в
государство.
Из-за бедности и унижения школа в душе учителя
уже перестала быть школой местной власти.
...Министр образования Удмуртии Антонина Лисина
считает, что правительство или даже Министерство
образования республики вполне может быть
учредителем школ – и школе будет легче, и
контроль за учителями будет строже.
Так что начиналась школа в деревне Якшур сто
лет назад как народная, а скоро, вероятнее всего,
станет государственной.
Да было бы детям хорошо – вот и вся
образовательная политика. |