Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/1999

Архив
Мария ГАНЬКИНА

Подводные камни домашнего задания

В рядах родителей – брожение: дескать, дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы, Мария Владимировна, задавайте поменьше! Дети тоже вслед за родителями стали себя жалеть: “Я вчера до двенадцати ночи делала домашку! Ужас!”

Но у меня была своя версия этих ужасов. Просто родители не сумели организовать ребенку рабочее пространство и вместе разумно выстроить учебный день. Поэтому ребенок пять минут посидел за уроками, пошел на кухню чаю попить, не смог пройти мимо телевизора – задержался на часок... Потом почитал еще пять минут и задумался... Потом поел... Поиграл с братом... Потом домашняя работа растянулась у него на целый день. А когда пора было спать, мама обнаружила, что уроки не сделаны. О чем они там в школе думают? Разве можно так много задавать? И полусонный ребенок кое-как дописывал проклятое упражнение...

 

Как оседлать время?

Я решила разобраться со временем. Работала я тогда не в средней школе, как сейчас, а в третьем классе.

Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с домашним заданием по русскому языку такую формулу: t = ...?

– Что-о это? – спрашивают удивленно.

– Время засеките, – отвечаю, – когда сядете задание по русскому делать. А потом посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все результаты должны быть перед уроком выписаны на доске. Те, что меньше получаса, – в кружочке, больше получаса – в квадратике.

В классе были ребята, которые до сих пор не умели определять время по часам – ну никак на давались им эти проклятые стрелки! Насте пришлось просить соседку объяснить ей все про часы: мама у Насти хоть и математик, да завуч, так что дома ее почти не бывает. Вот он – настоящий мотив-то! И ведь не учительница задала учить циферблат, а вправду нужно срочно научиться определять время.

На следующий день вхожу в класс – вся доска в кружочках и квадратиках. «Кружочков явно больше», – с облегчением отмечаю про себя. Класс с любопытством сличал цифры. Разброс результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я сообщаю, что полчаса – нормальное время на ежедневные занятия русским языком и чтением.

На следующий день народ в самом деле попытался сделать домашнюю работу по русскому, не теряя времени даром. Получившийся результат, похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была Коськина:

– Представляете?! Я даже английский на послезавтра успел сделать! И мне разрешили завтра к Вовке пойти!

Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая придумка – жди, что она приобретет тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки, включая устные, стали делать на время. Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча свободного времени.

 

Задание на дом – сходить в гости к соседям

Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь свое – куча проблем. Не поймут инструкцию – и сидят часами над тетрадкой, мучают родителей, а то не сделают совсем. (Я не расслышал! Меня не было, а мне не объяснили! Я думал, кто хочет, тот и делает! В дневнике ж ничего нету!..)

Наконец ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали ее в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое «см. в тетр.», что означало: ищи задание в тетради. Круг замыкался.

Выдумывать деловые домашние задания – сплошное удовольствие. Однажды в рамках домашнего задания по риторике моим ученикам пришлось идти к соседям по лестничной клетке. Ну, Мария Владимировна! Мы ж никого не знаем! «Вот и познакомитесь», – безжалостно сказала я им тогда.

И вот они пошли к соседям с открытками – репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой) и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.

А потом надо было поймать соседа по парте – показать шедевр и узнать у него еще одну версию. На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где соседа или соседки, а где однокашника.

 

Чудодейственные наклейки

Вдруг меня насторожила небрежность, с которой выполнялись домашние задания. Сделал все быстро, ошибок в меру – вроде не придерешься. Но видно ведь – навалял левой ногой, чтобы отделаться! Было что-то оскорбительное в этой небрежности.

Слова я, конечно, надлежащие произнесла. Но ведь писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие... К этому же надо как-то прийти.

Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками, – там, дескать, они дешевые...

Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь. «Красоту» я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей. Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. «У тебя есть наклейки?.. Ой, а что у меня? Наклейка?.. У тебя сколько?.. У меня уже четыре наклейки! Ура!!!»

Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки – понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе и наклейки, надо признаться, были классные!..

В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас «зачет по наклейкам». Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.

Была у нас и своя педагогическая история. Костя держался до последнего: мол, меня не купишь – как писал, так и буду писать. Мне что, больше делать нечего? А писал он между тем абсолютно нечитаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье намекала, и на слабеющее зрение ссылалась... Бесполезно. Вела с ним изнурительную переписку: «Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три». Бесполезно. Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.

Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку. И наконец нашла повод – за соблюдение полей! В следующий раз он постарался – даже утюгом прогладил две последние страницы. А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед на тетрадь, лежащую на выставке, – не сон ли это?

В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: «Посмотри, как у Кости! Что ты после этого скажешь?!» Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог.

Рейтинг@Mail.ru