Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/1999

Архив

Прежде чем аттестовывать учителя в школе М.Монтессори,

надо попробовать разобраться, в чем состоит его профессиональное мастерство

Как-то на Всероссийской конференции в Академии повышения квалификации учителей зашел разговор об особенностях профессионального мастерства Монтессори-педагогов. Работа учителя или воспитателя в детском саду и школе М. Монтессори настолько отличается от наших обычных представлений о педагогической работе, что многие предлагали объявить ее новой профессией и внести отдельной строкой в Государственный реестр. Потом оказалось, что это дело хлопотное, требует немалых средств и бюрократических процедур. Все разговоры про профессию Монтессори-педагога так и остались на блокнотных листках и магнитофонных лентах.

Профессиональный Монтессори-учитель – обязательно исследователь. Учителя, которым хоть однажды пришлось наблюдать настоящую учебную работу детей в свободном полете, неизменно испытывали восторг и удивление. Дети не подчинялись предписанным программам и заданиям, а трудились как муравьи, с поразительным упорством и усердием. В специально организованном для такой свободной работы пространстве они были спокойны, сосредоточенны, приветливы и уверены в себе.
Для профессионального Монтессори-педагога наблюдение свободных детей – будь то малыши в детском саду или школьники – ни с чем не сравнимое чувство. Чем точнее и тоньше видит учитель “распускающуюся жизнь и наслаждается соприкосновением с душой ребенка”, тем выше его педагогическое мастерство.
Но чтобы его достичь, надо уметь наблюдать, то есть обладать особым навыком, который развивается в практике общения с детьми и подтверждается хорошими знаниями психологии возраста.
Профессионализм Монтессори-учителя или воспитателя – в его научном подходе к работе. Мария Монтессори писала, что душа настоящего ученого всецело захвачена страстным интересом к тому, что он видит. Тот, кто подготовлен к видению, начинает чувствовать интерес к явлению, и этот интерес создает научного работника.
Монтессори-педагог принципиально не учит детей читать, писать или решать задачки, ведь натаскать малыша не так-то трудно. В школе М. Монтессори дети обучаются этому сами. А учитель? Он наблюдает и исследует их самостоятельную жизнь. Поэтому Монтессори-педагога не следует упрекать: “Вы не научили ребенка правильно соединять буквы” – он и вправду этим не занимался. Но попросите рассказать, как двигался малыш в самостоятельном освоении соединения письменных знаков и на каком этапе этой работы он находится; вы услышите, как учился соединять буквы Антон, а как это происходило у Маши. Обычный учитель не всегда готов изложить свои наблюдения. Он скорее расскажет, каким методом, какой технологией пользовался при обучении детей письму. Монтессори-учитель наблюдает путь каждого ребенка и фиксирует в специальных листах наблюдений, которые сам разрабатывает или с помощью психолога.

Мастерство Монтессори-педагога в большой мере зависит от того, как он подготовил учебное пространство для свободной работы детей. В школе М. Монтессори в отличие от обычной придается большое значение организации специально подготовленного учебного пространства. Учителя понимают, что истинная свобода человека сопряжена с освоением им культурной среды, которая значительно расширится, если удастся заранее ее профессионально обдумать. У ребенка, окруженного до поры таинственными предметами познания – книгами, приборами, орудиями различных ремесел, – появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он начинает самостоятельно изучать эти предметы, и освобождение его духа приходит само собой.
Организовать в течение нескольких часов свободную и самостоятельную учебную работу 20–30 детей разного возраста – непростая задача для обыкновенного учителя. Надо обладать немалым мастерством, чтобы это устроить. Но профессиональный Монтессори-педагог знает законы построения учебного пространства для такой работы, сам изобретает и изготавливает дидактические материалы, в которых кроются необходимые по традиционной программе и сверх нее сведения. Монтессори-учитель может точно определить назначение и смысл любого находящегося в классе предмета и точно знает, какой в них вложен дидактический смысл.
Умение создавать дидактические пособия, рабочие тетради, карточки и рассыпные листы – еще один признак мастерства Монтессори-педагога. Эта работа входит в круг его профессиональных обязанностей.
В школе М. Монтессори странным диссонансом прозвучал бы вопрос, по какой программе вы работаете: по Давыдову–Эльконину? по Занкову или, может быть, по коррекционной? Здесь у каждого ребенка свой путь познания и своя программа учебной работы. И учебники тоже выбирает не учитель, а сами дети. В том-то и состоит мастерство взрослого, чтобы не программе следовать и не новую технологию использовать, а идти за ребенком, вызывать у него любопытство, доверять ему, показывать всякий раз результаты его труда и никогда не выносить приговор. Как говорила М.Монтессори, наблюдать и ухаживать за новой жизнью.

Мастерство ведения урока в школе Марии Монтессори означает умение соразмерять свою педагогическую деятельность со свободой ребенка, способность делать ее краткой, ясной и правдивой. В Монтессори-школе нет уроков. Их заменяет свободная учебная работа детей. И, выбирая форму своей аттестации, учитель в такой школе не сможет пригласить экспертов на свой открытый урок. Более того, многие Монтессори-учителя не умеют проводить традиционные уроки. Это вовсе не говорит об их низком профессионализме – ведь обычные учителя даже самой высокой категории вряд ли смогут организовать свободную учебную работу детей, не прекращающуюся несколько часов.
В школе Монтессори урок равен эксперименту. И секреты его организации приходится постигать на специальных учебных курсах подготовки Монтессори-учителей и воспитателей. Оценивать такие уроки может только специалист, имеющий образование и квалификацию тренера по педагогике Марии Монтессори.
Поскольку дети живут свободно, они чаще всего не хотят сидеть на одном месте, прислушиваться к тому, что говорит учительница, и приглядываться, что она делает. Поэтому фронтальные занятия и коллективные уроки в Монтессори-школе почти упразднены. Иногда дети все же собираются в так называемые круги, но эти занятия носят скорее информационный характер, чем дидактический. Ведь чтобы разговор был воспринят, тема фронтального обсуждения должна волновать всех, а этого очень трудно добиться, не проявляя насилия. Особенно если речь идет о каком-то одном учебном параграфе. Так что уроки в школе Монтессори учитель дает индивидуально, в процессе свободной работы.
Отличительными чертами такого урока прежде всего будут лаконичность, простота и объективность. М. Монтессори приводит слова Данте, напутствующего учителей: “Веди счет словам твоим”. Учитель тщательно взвешивает каждое слово. И в нем должна содержаться ясная правда, а не туманная фантазия или досужий вымысел. Скажем, буква “д” – это именно знак, обозначающий определенный звук, а не шляпа на колесиках. Во многих педагогических системах буквы изучаются неделями и месяцами. В методе М. Монтессори это дело трех-четырех минут индивидуального урока.
Если речь идет о маленьких детях, то на виду остается только предмет, на который учитель желает обратить внимание ребенка. Если же он имеет дело со старшими, то предмет заменяет нечто абстрактное, например, учебный текст, формулу или график.
Профессионализм Монтессори-учителя в том, чтобы дать короткий урок-объяснение этого предмета и его употребления, которое ребенок потом сможет осуществить самостоятельно.

Рейтинг@Mail.ru