Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/1999

Архив

Сказка неинтересная, яблоко кислое, а жить вообще скучно!

Часто за жалобами ребенка скрывается неосознанная потребность в чем-либо. Помогите ему научиться это видеть.

Жалобы в сфере человеческой интерактивности занимают свое немаловажное и если не слишком почетное – “Вечно он ноет и жалуется на жизнь!” – то во всяком случае законное место. В жалобе наши чувства находят вербальное оформление. Если попросту – выговариваются. А тому, кто выговорился, конечно же легче, чем тому, кто все держит в себе.

“Он никогда ни на что не жалуется” – в равной степени и комплимент человеческой стойкости, и диагноз. Поскольку постоянное подавление собственных чувств подавляет и иммунную систему. Не случайно не стесняющиеся жаловаться живут дольше своих стойких партнеров.

Эти последние вообще в трудном положении. Поскольку, как бы ни было комфортно самому плакальщику, для окружающих он тяжкое испытание. Попытка создать условия, когда можно было бы сказать ему наконец: “Ну, теперь тебе не на что жаловаться”, обречена на неудачу, ибо хронические жалобщики необычайно изобретательны по части того, на что бы такое еще пожаловаться. И находят поводы для жалоб значительно быстрее, чем сочувствующие – способы им помочь.

Для хроника главное – сам разговор, а не решение проблемы. Собственно, жалобы для него – это прежде всего способ привлечь к себе внимание. Поэтому на любое конструктивное предложение он непременно ответит: “Да, да, но...” В этом главная ошибка желающих помочь и поддержать – жалующийся вовсе не заинтересован в решении своих проблем, он заинтересован в их постоянном обсуждении.

Поэтому тем, кто распознал хроника, следует быть вежливым, но твердым. Жалобщик легко внушает окружающим, что они должны немедленно бросить все свои дела и сконцентрировать внимание на его персоне. Вот как раз этого делать и не стоит. Вполне достаточно, выслушав очередную жалобу, поинтересоваться: “Но ведь это не катастрофа, не так ли?” – и отправляться по своим делам.

Совсем иное дело – ребенок.

Жалоба – это скрытая, часто неосознанная потребность в чем-то.

Именно поэтому ребенка, который постоянно жалуется, вовсе не стоит останавливать. И уж тем более обрывать фразами “Довольно ныть!” и тому подобными грубостями.

Полезнее учить его (желательно на собственном примере) формулировать желание, потребность.

Нужно помогать ребенку объяснять, что именно он хочет, в чем нуждается. “Эти дети плохие” – может означать что угодно, в частности неумение познакомиться, наладить контакт. “Я хочу с ними играть, но не знаю, как познакомиться” – это более конструктивно.

Собственно говоря, полезность жалоб для здоровья все-таки очень относительна. Пессимистический, мрачный взгляд на жизнь лишает, например, организм сил, необходимых для того, чтобы бороться с болезнями. Ну а нашего повзрослевшего ребенка он лишает воли, необходимой для поисков и принятия решения.

Постоянное “мне скучно, они все плохие, яблоко кислое, книжка скучная” постепенно переходит в рефрен “жизнь ужасна” и таинственным образом отражается на дефиците или профиците бюджета государства и личном состоянии дел.

Эту тайну попытался давным-давно объяснить Честертон, заметивший: “...вопрос совсем не в том, оказывает ли мировоззрение влияние на дела, а в том, может ли в конце концов что-нибудь другое оказывать на них влияние”.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «GSM Корпорация». Официальный представитель операторов сотовой связи «большой тройки» компания «GSM Корпорация» предлагает приобрести выгодные тарифы и красивые телефонные номера. Посетив сайт компании «GSM Корпорация», который располагается по адресу gsmcorporacia.ru, Вы сможете подробно ознакомиться с предлагаемыми тарифами и золотыми номерам. Gsmcorporacia.ru – это безлимитный Билайн, МТС и Мегафон, которые помогут всегда оставаться на связи с выгодной экономией Ваших денег. Удобная навигация и подробное описание услуг помогут найти подходящий тарифный план, после чего Вам потребуется только связаться с консультантом компании «GSM Корпорация» и курьер в минимальные сроки осуществит доставку по удобному для Вас адресу.

Рейтинг@Mail.ru