Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/1999

Архив
Леонид АЛЕШИН,
зав. кафедрой компьютеризации и коммуникации Московского государственного университета культуры

Кто научит компьютер?

Не так давно мы начали разговор о компьютерах в школьной библиотеке, опубликовав в № 5  “Школьной библиотеки” статью Николая Максимова. Автор сегодняшнего материала предлагает нам взглянуть на другие аспекты этой проблемы.

В рубрике “Новые технологии” была опубликована статья Н.Максимова “Компьютер вместо каталога”. Хотелось бы высказать свое мнение по данной проблеме.

Вслед за автором статьи я тоже задумался над вопросом “Зачем компьютер в библиотеке?”. Это риторический вопрос или?..

Конечно, компьютер вполне успешно может использоваться и в административной деятельности, и в библиотеке школы.

Тормозится этот процесс отсутствием необходимых финансовых средств и квалифицированных кадров. В некоторых случаях сдерживающими факторами являются консервативное, инерционное мышление, психологический барьер и другие. Эти факторы достаточно легко преодолеваются при условии правильной постановки дела.

Итак, как же использовать компьютер в библиотеке? Конечно, можно создать электронную копию традиционного каталога в школьной библиотеке. Обычно для этого предлагается приобрести современный компьютер, необходимые компьютерные программы и начинать переводить карточный каталог в электронную форму. Имеется и специальное отечественное программное обеспечение для малых и средних библиотек, которое достаточно успешно может подойти для школьных библиотек.

Организовывать собственными силами электронный каталог в библиотеке школы затруднительно и вряд ли целесообразно, если основной целью является создание электронной копии имеющегося фонда. Более того, учебная литература устаревает, заменяется. В этом смысле, на мой взгляд, более правильно начинать с создания базы данных новых поступлений – прообраза будущего электронного каталога. Такой процесс является достаточно длительным.

Наиболее правильным представляется приобретение компьютера, модема и соответствующего программного обеспечения, позволяющих практически сразу (после небольшого обучения сотрудников библиотеки) подключиться к мировым информационным ресурсам через Интернет.

Такой подход позволяет организовать для учителей и учеников комфортный режим оперативного получения необходимой им информации из любого уголка планеты.

Конечно, и здесь есть свои проблемы. Важно определить, кто будет заниматься компьютеризацией школьной библиотеки.

Так сложилось, что в ней, как правило, работают 1–2 человека, которые часто не имеют специального библиотечного образования.

Значит, главным, по моему убеждению, остается проблема квалифицированных, профессиональных кадров в школьной библиотеке, способных не только выполнять библиотечные функции, но и по их желанию преподавать одну или несколько гуманитарных дисциплин в школе. Эта проблема достаточно понятна многим школьным работникам, поэтому рассмотрим некоторые пути ее решения.

Для овладения компьютерными технологиями в любой библиотеке персоналу требуется соответствующее обучение. Так как большинство работников школьных библиотек не имеет специального образования, то использование кратковременных курсов обучения работе на компьютере не может решить нашей проблемы. В значительной степени это касается и специализированных библиотечных курсов при управлениях культуры, отдельных библиотеках и других.

Категории работников, имеющей любое высшее образование, необходимо дополнительное высшее библиотечное и педагогическое образование. Не имеющим высшего образования стоит подумать о получении именно высшего библиотечно-педагогического образования. В настоящее время практически нет учебных заведений, способных предоставить такую возможность. Однако в Московском государственном университете культуры работает факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО) и заочный факультет библиотековедения, библиографии и информатики, на которых можно получить подобное образование.

Интересными формами обучения обладает ФДПО: кратковременные курсы (72 часа и 150 часов), дополнительное обучение (второе высшее образование) в течение двух лет (560 часов). Кроме того, по любой из форм обучения на нем возможно формирование пакета необходимых для конкретного образования дисциплин. Университет обладает возможностью выдавать дипломы, в которых после основной специальности через точку записывается дополнительная, например: “Библиотекарь-библиограф. Организатор компьютерных коммуникаций”, “Библиотекарь-библиограф. Преподаватель...” и другие. Думаю, соответствующим органам и отдельным библиотекарям следует задуматься о такой возможности не только совершенствования образования, но и реализации проблемы компьютеризации школьных библиотек.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта MEGABOTAN. На страницах сайта интернет проекта MEGABOTAN, располагающего по адресу http://www.megabotan.ru, представлены бесплатные решебники по химии, физике, геометрии, алгебре, русскому, немецкому и английским языкам, для учеников различных классов. Решебники помогут понять принцип выполнения того или иного домашнего задания, что позволит научиться решать его самостоятельно. Благодаря проекту MEGABOTAN каждый ученик сможет наверстать пропущенные материалы и подтянуть свои практические знания и навыки по предмету.

Рейтинг@Mail.ru