Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/1999

Архив
Александр Адамский

Обращение к нации – обращение к школе

Американские дети стали учиться лучше.

Но при этом не все учителя знают предметы, которые преподают.

Каждый год федеральное правительство инвестирует больше 15 миллиардов долларов в государственные школы.

Но слишком много школ настолько старых, что они разваливаются.

Мы должны дать родителям больше информации и выбора, чтобы увеличить их влияние.

Но при этом плохие школы будут закрываться. А все штаты и школьные округа введут строгие правила дисциплины.

Уильям Джефферсон Клинтон.
Из традиционного президентского обращения к нации 19 января 1999 года

Несмотря на все проблемы, ставящие под вопрос дальнейшее пребывание Клинтона на посту, никто не отрицает его заслуг: в бюджете этого года доходы превышают расходы на 70 миллиардов долларов. Сравните с цифрой 1992 года, когда дефицит бюджета составлял 290 миллиардов долларов.

В российских СМИ речь американского президента комментировалась в основном в связи с тем, что в ней ничего не сказано о помощи России и мы даже не назывались в качестве стратегических партнеров.

Но для нас, людей, занимающихся школой, речь Клинтона интересна тем, что в ней была изложена стратегия развития американского образования.

Пять шагов к образовательной ответственности

Президент США намерен внести в конгресс законопроект, который пока называется «Акт об образовательной ответственности».

Этот законопроект предусматривает пять основных шагов.

Первый шаг. Школы должны перестать быть заведениями социальной защиты.

(Для российского человека это звучит дико. Сегодня каждый учитель или начальник вам скажет: «Пусть лучше дети сидят в школе, чем болтаются на улице».)

Вот как раз против этого и выступает американский президент:
– Ни один ребенок не должен окончить школу с аттестатом, который он не в состоянии прочесть.

То есть перетаскивать ученика из класса в класс, не обращая внимания на его академические успехи, американцы больше не намерены. Раньше у них была другая идеология: дети все разные, но стартовые возможности – по крайней мере школьный аттестат – у всех должны быть одинаковы. Поэтому академической успеваемости уделяли мало внимания, главное, чтобы ребенок находился в школе.

(От этого, кстати, в Америке так много малограмотных. Но что же предлагает правительство? Отказаться от мягкотелости и жестоко карать неуспевающих?)

Нет. Клинтон заявляет:
– Наш сбалансированный бюджет обеспечивает финансирование летних школ и дополнительных занятий, и это позволит миллиону детей улучшить свои результаты. Такой опыт есть в Чикаго, и он себя оправдал.

Второй шаг. Президент поставил некоторые школы перед выбором – либо вы резко улучшаете свои результаты, либо мы вас закрываем.

В федеральном бюджете выделяется 200 миллионов долларов на то, чтобы школы с плохими результатами смогли подтянуться.

А поскольку все дети сдают тесты на академические достижения, картина по всей стране и по каждой школе ясна.

Третий шаг. Все штаты и школьные округа будут нести ответственность за квалификацию учителя.

Дело обстоит так: есть слишком много школ, в которых учителя не имеют высшего образования. Учителя должны обязательно сдавать квалификационный экзамен и, безусловно, должны знать предметы, которые преподают.

(Понятно, что речь идет прежде всего о школах в непрестижных или опасных, или отдаленных районах, куда хорошего специалиста и калачом не заманишь. Так чем же заманить?)

– Я предлагаю, – говорит президент, – шестикратное увеличение стипендий для тех студентов, которые пойдут работать в такие школы. Плюс средства на повышение квалификации уже работающих учителей.

Четвертый шаг. Увеличить влияние родителей на школу. Что не нравится правительству?

– Часто людям проще получить информацию о качестве местных ресторанов, чем о качестве местных школ. Родителям же должна быть предоставлена реальная возможность выбора среди государственных школ. А значит, каждый школьный округ обязан публиковать доклады обо всех школах.

(Понятно – влияние через выбор. А государственная, федеральная образовательная политика, она, собственно, в каких школах реализуется, если все школы – в ведении штатов или школьных округов?)

– Когда я стал президентом, – продолжает Клинтон, – у нас на всю Америку была всего одна независимая государственная школа с особым уставом. Сейчас этих школ 1100. Мой бюджет сможет обеспечить 3000 таких школ уже в начале следующего века.

(А у нас, господин Клинтон, таких Федеральных экспериментальных площадок сейчас всего 86. Правда, вновь объявили конкурс, но увеличение будет небольшое – ну до 150, может быть, дотянем. И ни одна из них не финансируется из федерального бюджета. Ну, мы еще об этом подумаем.)

Пятый шаг. Построить или отремонтировать 5000 школ.

– Сегодня у нас слишком много настолько старых школ, что они либо разваливаются, либо так переполнены, что вместо классов дети учатся в переоборудованных трейлерах.

Итак, плохие школы закрыть либо сделать хорошими, построить современные здания, поддержать квалифицированных учителей, инновации, соревновательность и дисциплину. Каждое направление просчитано, под каждое направление выделены средства.

А помните, они хотели каждую классную комнату и каждую библиотеку подключить к Интернету? В этом году задача близка к выполнению. Правительство уже вложило 1 миллиард долларов в виде скидок школам при покупке оборудования. А кроме того, для уменьшения наполняемости классов прошлой осенью наняли дополнительно еще 100 тысяч учителей, и результаты SAT (стандартизированных тестов академических достижений), например по математике, выросли почти во всех ступенях школ.

Делать как в Америке – глупо, все равно не получится, да и не надо. У нас сейчас совсем другой этап жизни: нам как раз надо сохранить школу как институт социальной защиты детей. Но надо понять, сколько это стоит и где взять деньги. Почему мы говорим о том, что в нашей стране нет образовательной политики? Потому что государство хочет, чтобы система образования облегчала жизнь ему, государству. Поэтому сверху идут указания, как системе образования себя вести: быть дешевле, централизованнее, двенадцатилетнее, стандартнее, качественнее и так далее. Тогда государству будет лучше. А ведь все должно быть наоборот – государство должно искать средства на то, чтобы школе было лучше. Это и есть образовательная политика.

Конечно, у нас совершенно другие проблемы. Но смотрите: там власть оказалась способной дать деньги и проявить волю. И уверена, что общество само справится с проблемой. Американцы так воспитывают своих президентов, что те заявляют с завидным постоянством:

– Чтобы получить как можно больше от сообщества, надо как можно больше ему дать.
Но для нас, конечно, их законы не писаны.

Публикация произведена при поддержке учебного центра «Бест+». Учебный центр «Бест+» предлагает пройти обучение иностранным языкам, под руководством высококлассных педагогов Москвы и стран носителей языка. К Вашим услугам возможность записаться на курсы английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, китайского и других языков. Сбалансированные группы, эффективные методики обучения, веселая и доброжелательная атмосфера, позволят в быстрые сроки освоить желаемый язык. Подробнее ознакомиться с предлагаемыми курсами, пройти тестирование для определения уровня владения языком, и подать заявку на обучение, можно на сайте учебного центра «Бест+», который располагается по адресу http://bestudyplus.ru/

Рейтинг@Mail.ru