Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/1999

Архив
Ирина ТИМОФЕЕВА

День благотворения

Донская улица, 9, –
дом российских меценатов

В христианстве забота о ближнем воплощена в евангельских заповедях. Мусульман этому учит Коран. Даже надгробные плиты египетских фараонов содержат реестр их благодеяний: “помогал бедным, утешал больных и сирот”. А богатый покровитель искусств древнеримский сановник Меценат стал, как известно, родоначальником одноименного понятия.
В начале 90-х годов, на закате перестройки и заре отечественного предпринимательства, слово “меценат” было непривычным и модным. Вспомнили славные дореволюционные имена – Морозовых, Гучковых, Мамонтовых, Рябушинских... Оказалось, что потомки российских промышленников, купцов по сей день живут в Москве. Идея создания Музея российских меценатов и благотворителей принадлежала тогдашнему председателю Октябрьского райсовета Москвы Илье Заславскому. В 1992 году группа энтузиастов пришла работать в особняк конца прошлого века на Донской улице, 9.
Место выбрано неслучайное. Дом был построен московским предпринимателем Иваном Простяковым, кавалером пяти орденов за благотворительную деятельность. Здесь он открыл и содержал начальную школу, был ее попечителем. Позднее в здании размещались столовая Международной организации помощи голодающим России, народная библиотека. Сюда сотрудники нового музея и пригласили для взаимного знакомства потомков российских меценатов, многие из которых десятилетиями вынуждены были скрывать свое происхождение.
Первая музейная экспозиция была довольно скромной – в основном фотографии. Опасные свидетельства своей принадлежности к эксплуататорам трудового народа – деловые бумаги, почетные грамоты, ордена – оставшиеся в большевистской России старались уничтожить. Тем не менее сегодня в двух залах сотни фотографий, документов, печатных изданий, личных вещей и портретов. Главный хранитель музея Лев Николаевич Краснопевцев много лет занимается историей российской благотворительности. “Он знает о наших семьях больше, чем мы сами”, – признаются потомки русских промышленников. Возможно, это и побуждает их расставаться с дорогими сердцу реликвиями.
Возникший в музее “клуб потомков” возвращает этим семьям прошлое – полузабытых прадедов и прапрадедов. Появились первые семейные хроники. Один из авторов книги о Савве Тимофеевиче Морозове – его правнучка Татьяна Павловна. “Но необязательно быть потомком Рябушинского или Морозова, – говорит Лев Краснопевцев, – чтобы изучать историю их жизни и деятельности”.
В 97-м году в музее побывало около семи тысяч экскурсионных групп. В 98-м – еще больше. Казалось бы, до интереса ли к этому музею сегодня? Но третий год на базе музея проводится городской конкурс работ по истории предпринимательства, меценатства и благотворительности среди студентов вузов и колледжей. В разделе экспозиции, посвященной Савве Мамонтову, можно увидеть очаровательные миниатюрные копии костюмов к спектаклям Русской частной оперы. Их по собственной инициативе и по найденным эскизам сшил ученик швейного колледжа – автор конкурсной работы о Мамонтове. В музее пишут рефераты, курсовые (его посещение входит в курс обучения некоторых вузов), диссертации.
Зал быта знакомит с частной жизнью российских меценатов. Одежда, мебель, домашняя утварь, игрушки и книги, рукоделие и фотографии семейных праздников – дары потомков Сытиных, Смирновых, Морозовых. Шитый золотом мундир учащегося Александровского коммерческого училища из семьи Бахрушиных. Подробный реестр приданого двоюродной сестры К.С.Станиславского. В соседнем зале, под мхатовским занавесом – фотографии пышноусого красавца, директора правления промышленного и торгового товарищества “Владимир Алексеев” Константина Алексеева.
Проходят в особняке на Донской и так называемые тематические вечера. Посвященный столетию со дня кончины Павла Михайловича Третьякова вечер “Сто лет без Третьякова” вовсе не был рассказом о хорошо известной деятельности основателя Художественной галереи. Небогатый торговец тканями из Замоскворечья со скромным домашним образованием, купеческий юноша, покупатель чувствительных картин “в изрядных рамах”, стал лидером льняного производства России, банкиром, миллионером. Половину прибылей он вкладывал в медицину, культуру, образование, учреждения социального призрения. Очень точно эту удивительную и чем-то хрестоматийную судьбу русского благотворителя и мецената очертил Ф.И.Шаляпин: “...Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. ...А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите – его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво-критически говорим: “Самодур...”. А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву...”.
Музейная экспозиция была бы неполной без раздела, посвященного современным нашим благотворителям. Проблема в том, что по ряду причин они стараются свои добрые дела не афишировать. Информация поступает в музей в основном из облагодетельствованных источников. Да и нет сейчас у меценатов уверенности в правильном использовании сумм, пожертвованных через различные благотворительные фонды. Раньше жертвования делались открыто, через городскую Думу, которая была “Думой миллионеров”. Глава городской управы выбирался из их среды и нередко латал дыры в городском хозяйстве из собственного кармана. Эти люди жили не одним днем, они знали, что все, повышающее международную репутацию России, ее престиж, в конечном счете скажется и на бизнесе.
Савве Морозову нужны были “рабочие грамотные, здоровые и непьющие”, и он обеспечил свое производство детскими садами, библиотекой, народным оркестром. Благодарность правительства выражалась не в предоставлении меценатам налоговых льгот: российским благотворителям вполне достаточно было почетного звания или присвоения училищу, приюту, художественной галерее их имен.
Сейчас музей участвует в разработке проекта закона о статусе мецената совместно с московской городской Думой. И собирается учредить новый праздник – День благотворения.

Публикация произведена при поддержке интернет магазина эксклюзивной парфюмерии iPerfume.ru. Если Вы хотите купить духи от торгового дома Montale Paris, то больше не надо тратить свое время на то, чтобы найти и посетить специализированный салон или магазин Montale. Посетив интернет магазин iPerfume.ru, Вы найдете богатый ассортимент ароматов Montale и духов других брендов, оригинального качества, поставляемых напрямую от производителя. Удобна система оплаты и доставка парфюма по всей России, делают покупку через интернет магазин iPerfume.ru простой и удобной, позволяя сделать заказ не покидая дома или офиса.

Рейтинг@Mail.ru