Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/1999

Архив
Мэри ВИН

Порка под копирку

Как часто вместо того чтобы признать свои слабости и справиться
с собственной неуверенностью, мы ищем виноватых и наказываем детей

«История детства – это ночной кошмар, от которого мы только-только начинаем пробуждаться», – написал в «Эволюции детства» психоаналитик Ллойд де Мос. Кошмар, в котором отношения взрослых с маленькими детьми на протяжении всей письменной истории человечества пронизывали пренебрежение и жестокость. Библейское: пожалеешь розги, навредишь ребенку – воплощалось в жизнь с внушающим страх рвением. В прошедшие времена детей били регулярно и свирепо, так что иногда подвергавшиеся экзекуциям в буквальном смысле были на волосок от смерти. И никакой конфиденциальности – детей намеренно наказывали публично и неторопливо, в классных комнатах – в присутствии одноклассников и друзей, в домашних гостиных – в окружении родственников.
Террор по отношению к ребенку был повседневной практикой. Для родителей XVII столетия, например, обычным делом было брать с собой маленьких детей на площади средневековых городов, чтобы показать им публичные казни и пытки. Считалось, что это воспитывает. Для времен менее отдаленных характерен метод страшных историй про злых колдуний и чудовищ, которые «заберут, если будешь плохо себя вести». Отзвуки этой практики доносит до нас фольклор – от некоторых сказочек и легенд и вправду стынет в жилах кровь. Причем известны случаи, когда такое вербальное запугивание в буквальном смысле пугало до смерти.
Ну а такой немаловажный инструмент контроля за поведением ребенка, как морение голодом и лишение пищи за плохое поведение, дошел до наших дней в виде всем известного «будешь так себя вести, останешься без десерта».
Добавьте к этому хорошо известные «дары природы» – седативные вещества и депрессанты, снижающие естественную активность ребенка или вовсе усыпляющие его, и мы получим полный спектр способов, с помощью которых родители и воспитатели прошлого находили возможность отдохнуть от нормального, естественного поведения маленьких детей.
Разумеется, все вышеперечисленное можно встретить и сегодня, ну, может быть, за исключением присутствия на публичных казнях. Понятно, что цепь копирования – повторения родителями того, что они сами испробовали в детстве, – прервать не так легко. Тем не менее современные родители, причиняя физическую или психическую боль ребенку, испытывают как минимум сомнение в правильности того, что они делают. Родители же прошлого не знали ни вины, ни сомнений.
Совершенно ясно: именно новое понимание природы ребенка привело к тому, что поведение взрослых, казавшееся естественным и обыденным раньше, стало считаться патологическим и жестоким.
Принципиальным здесь было понимание того, что детская природа диктует ребенку потребности, отличные от потребностей взрослого, что ребенок обладает собственными потребностями.
Поскольку без понимания этого родители придают значение в первую очередь собственным потребностям. Они свободны применять любые методы, дающие эффект, поскольку невежество и неведение относительно того, как это скажется в дальнейшем на развитии ребенка, развязывает им руки.
До тех пор пока родители не поймут, что необходимо отделять свои собственные желания и потребности от желаний и потребностей ребенка, они не смогут выработать модель своего поведения, не наносящего ребенку ущерба и страданий.
Особое детское поведение, диктуемое специфической природой детства, родители прошлого считали проявлением глупости и инфантильности. Оно было для них лишь доказательством их собственной родительской неправильности. Наказывая ребенка, они расправлялись с собственными отрицательными качествами: враждебностью, страхами, потаенными желаниями. И это избавляло от чувства вины и сомнений.

Перевела с английского
Ирина ХРИСТОВАЯ
Рейтинг@Mail.ru