Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/1999

Архив
Владимир Загвоздкин

Самоуправление – это не о политике, это – о педагогике

Потому что школа – общее дело учителей, родителей и детей

Когда мы говорим “школьное самоуправление”, сразу представляем некий детский актив, который собирается под руководством заместителя директора по воспитательной работе и играет в демократию. У нас всегда было принято, что школьное самоуправление – это воспитательный метод, с помощью которого дети учатся быть и начальниками, и подчиненными. Но оказывается, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным – а именно, реальной частью педагогического процесса.
В этом смысле интересна модель самоуправления вальдорфской школы, которую разрабатывали и воплотили в жизнь последователи немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера.

Стремление к школьному самоуправлению, или к свободе школы, может показаться политическим лозунгом. Но это не так. Школьная автономия является именно педагогическим, а не политическим требованием.
Что важнее всего в школе? Встреча учителя и ученика. Она происходит всегда в неповторимых, конкретных обстоятельствах. В ней участвуют конкретные люди с их особенностями, проблемами и ожиданиями. Только учитель, который берется за обучение детей, может оценить эти обстоятельства и организовать школьное дело в союзе с теми, кто непосредственно отвечают за своих чад, то есть с конкретными родителями.
А государство? Оно должно удерживать принципиальные позиции, важные для страны или отдельного региона. Ведь никакие законы и предписания чиновников из далекого министерства не могут обеспечить плодотворную встречу детей и ответственных за их воспитание взрослых. Вот почему вопрос структурной организации и принцип школьного самоуправления так важны.
У родителей должна быть возможность выбора учебного заведения для своего ребенка: они смогут выбрать, если будут знать, что на одной улице стоит школа вальдорфская, а через два квартала – испанская, а в соседнем дворе – художественная.
Факт определения ребенка в то или иное учебное заведение – первый шаг родителей    к участию в школьной жизни. Ведь очень важно, чтобы принципы воспитания ребенка в семье не противоречили его жизни в школе. Нельзя, чтобы он разрывался между двумя полюсами.
Вот пример. В вальдорфской школе принято начинать изучение математики с того, что учитель представляет детям единицу как самое большое число. Весь мир – это единство. Из единицы получаются все другие числа. Всех нас учили иначе. Но вальдорфские учителя обязательно предупреждают родителей, что математика преподается здесь именно так. И дети, пришедшие в восторг от школьных математических открытий, не услышат дома: «Что за чушь там тебе рассказали!»
В начале каждого месяца учителя приглашают родителей в школу и рассказывают о содержании будущих уроков. Благодаря таким встречам возникает атмосфера доверия, рождается община учителей и родителей. Если учитель свободен и автономен, то встает вопрос, как организовать саму школу, чтобы эта свобода не привела к хаосу и произволу. Непростая проблема. В конечном счете именно школа как организация несет ответственность за образование детей.
Далеко не все вопросы можно решать демократически. Ведь классный учитель работает не один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия, иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все они вместе составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному, и на учительской конференции каждый рассказывает о нем свое. Это называется феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка. И в соответствии с этим образом учитель старается изменить подходы, выстроить новые отношения с учеником. Содержание конференции распространяется и на родительские вечера. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.
Кроме классной конференции существует конференция всех школьных учителей.
Первая ее часть касается сугубо педагогических вопросов: вся школьная коллегия стремится углублять свои профессиональные знания. В обсуждение включаются общие, фундаментальные вопросы педагогики, психологии, антропологии развития. Эта часть конференции – своеобразный институт повышения квалификации, встроенный в школьную жизнь.
Вторая часть конференции не касается содержания. На ней решаются организационные вопросы. И, наконец, третья, где принимаются решения по поводу стратегии развития, обсуждаются финансовые и кадровые вопросы.
Все принятые решения обсуждаются и утверждаются в правлении школы. Оно состоит из представителей учительской коллегии и родительского сообщества. Можно сказать, что это верхушка школы. Правление подписывает все юридические документы, в том числе и трудовые договора с учителями. Важная функция правления – формирование бюджета школы. Директор является членом и конференции, и правления.
Существуют другие органы самоуправления. Например, финансовая группа. Она, как правило, состоит только из родителей. Это очень деликатный орган самоуправления, потому что здесь с каждым из родителей ведется разговор о том, сколько он может заплатить за обучение ребенка. Существует еще строительная комиссия. Она собирается, когда близится ремонт. Малоимущие родители сами ремонтируют школьные помещения. Не деньгами, так своим трудом помогают школе.

Большую роль в жизни школы играют праздники. Если к ним хорошо готовиться, то сразу появляется много дел: блины надо печь, базар устраивать. И собирается круг, который занимается праздниками. Тогда и дети, и учителя в один голос говорят: это наша школа.
Иногда в школьном самоуправлении участвуют и старшеклассники. Однако конкретно осуществить это довольно сложно, так как они должны готовиться к экзаменам.
Как же при такой системе самоуправления школа строит свои отношения с государством?
Вальдорфцы считают, что система образования должна быть общественной. Это принцип развития духовной жизни, где самое важное – творческая инициатива.
Нашим российским вальдорфским школам удалось пробудить заинтересованность родителей. Поэтому так важен для нас сегодня их опыт.l

Спонсор публикации статьи: интернет портал готовых презентаций Prezentacii.com. Посетив портал, который располагается по адресу http://prezentacii.com, Вы найдете большое количество бесплатных презентаций в формате PowerPoint, на самые разные темы, по основным предметам школьной программы. А так же к Вашим услугам обучающие видео уроки и шаблоны, которые помогут научиться создавать собственные презентации.

Рейтинг@Mail.ru